Ирина Скобелева
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Актуальность темы
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности : рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.
Таким образом, теоритический анализ литературы по теме помог сделать следующие выводы:
• Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
• Развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.
Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.
Игра «Спрячь руки!»
Цели. Развивать хватательные движения, осязание.
Материалы. Разные виды круп или песок, миска.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу. Вместо крупы можно использовать песок или муку.
Игра «Найди игрушку!»
Цели. Развивать хватательные движения, осязание.
Материалы. Разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.
Игра «Бумажные снежки»
Цели. Развивать силу рук.
Материалы. Листы бумаги.
Ход игры: Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните малышам, что мять можно только ненужную бумагу). Затем предложите малышам поиграть в «снежки» : «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»
Игра «Забавные шнурки»
Цели. Развивать тонкие движения пальцев рук; формировать навыки действий с иглой.
Материалы. Плоские игрушки-шнуровки с картонной, поролоновой или деревянной основой (елочка, башмачок, человечек, сюжетная картинка и др.); деревянные или пластмассовые иголки, шнурки или толстые нитки.
Ход игры: Игрушка-шнуровка должна соответствовать возрасту ребенка и уровню его развития. Занятие проводится сначала индивидуально или с небольшой группой детей. Объясните и покажите ребенку, как играть со шнурками. Затем предложите малышу выполнить действия самостоятельно, попросив его зашнуровать «волшебный башмачок», «нарядить елочку», «одеть человечка» и т. п. При необходимости помогите ребенку.
Игра «Бусы для куклы»
Цели. Развивать соотносящие движения рук, хватание; формировать навыки действий с иглой.
Материалы. Крупные яркие пластиковые или деревянные бусины с большими отверстиями (или шарики от погремушек, крупные пуговицы, деревянные или пластмассовые иголки, толстые нитки, шнурки (веревочка или проволока, куклы.
Ход игры: Предложите малышам сделать бусы для куклы: «Кукла собирается на праздник. Давайте сделаем для нее нарядные бусы». Покажите детям, как брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера, как держать шнурок и продевать его в отверстия бусинок (на одном конце шнурка можно сделать узел, чтобы бусины не соскальзывали). При необходимости можно использовать пластмассовую или деревянную иголку. Помните, что малышам трудно выполнять такую кропотливую работу в течение длительного времени, и они могут потерять интерес к ней. Поэтому можно предложить им собирать бусы по очереди.
Игра «Ежик»
Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры: Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.) Ежик маленький замерз, (Прижмите пальцы — ежик убрал иголки) И в клубок свернулся. Солнце ежика согрело — (Выпрямите пальцы — ежик показал колючки) Ежик развернулся! Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Птички»
Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь.
Ход игры: Предложите малышам повторить ваши движения.
• Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).)
• Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)
• Давайте покормим птичек — насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
• Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью.)
• Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.) Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Вышли пальчики гулять»
Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры: Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.) Раз, два, три, четыре, пять — (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.) Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.) Раз, два, три, четыре, пять — (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. Повторите игру с пальцами
Игра «Моя семья»
Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры: Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши запомнят движения, проведите игру с группой детей.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.
Игра «Спокойного сна!»
Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры: Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.
Этот пальчик хочет спать, (Загните мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать, (Загните безымянный палец.)
Этот рядом прикорнул, (Загните средний палец.)
Этот пальчик уж заснул, (Загните указательный палец.)
А другой давненько спит. (Загните большой палец.)
Кто у нас еще шумит? (Погрозите пальчиком другой руки.)
Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!