Екатерина Фролова
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности у детей младшего
дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей младшей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Дети 2-3 летнего возраста по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность -желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» размещена в разделах
В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В игре дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами, общаются друг с другом и взрослыми.
Но во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, знакомятся с дидактическими играми.
Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являются развивающие игры В. В. Воскобовича.
Развивающие игры В. В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.
Например: «Фиолетовый театр» - ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок приклеивает предмет на ковёр, он проявляет свою активность и интерес в познании окружающего мира, мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В. В. Воскобовича как: «Пуговицы», «Палочки», «Чудо цветик». Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников, многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.
Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.
Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей.
В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему, и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идёт познавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас, развивается память, речь.
По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Ребенок быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.
«Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на воде.
«Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу.
Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
«Найди воздух» Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки
Вывод: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.
Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.
С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно и с удовольствием дети выполняют движения и действия, связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки, фольклором).
Игровые движения под музыку развивают у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились») дети познают и осваивают уроки культуры
Дети с интересом познают разные техники и способы рисовани снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учат детей я. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствуют свободно выражать свой замысел, учат детей работать с разнообразным материалом, развивают чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивают мелкую моторику рук, творческие способности.
Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры. А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.
Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальчиками или ладошкой. Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себя разноцветный мир цветов, бабочек, различных предметов.
Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.
Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
Рисование на песке (манной крупе)- удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.
Литература
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л. М. Павловой. – М. ; Просвещение, 1986.–176с.
2. «Детский сад. Управление» / Под редакцией Г. Погодиной – М: август 2005, №24.–135с.
3. Крылова Н. М. Детский сад – дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Пермь. Гос. Пед. Ун–т. – Пермь. 2005.–448с.