Получи документы

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности

Екатерина Фролова
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие познавательной активности у детей младшего

дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей младшей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Дети 2-3 летнего возраста по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность -желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Публикация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» размещена в разделах

В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В игре дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами, общаются друг с другом и взрослыми.

Но во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, знакомятся с дидактическими играми.

Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являются развивающие игры В. В. Воскобовича.

Развивающие игры В. В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.

Например: «Фиолетовый театр» - ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок приклеивает предмет на ковёр, он проявляет свою активность и интерес в познании окружающего мира, мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В. В. Воскобовича как: «Пуговицы», «Палочки», «Чудо цветик». Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников, многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.

Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.

Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей.

В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему, и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идёт познавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас, развивается память, речь.

По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Ребенок быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.

«Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на воде.

«Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу.

Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

«Найди воздух» Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки

Вывод: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.

Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.

С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно и с удовольствием дети выполняют движения и действия, связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки, фольклором).

Игровые движения под музыку развивают у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились») дети познают и осваивают уроки культуры

Дети с интересом познают разные техники и способы рисовани снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учат детей я. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствуют свободно выражать свой замысел, учат детей работать с разнообразным материалом, развивают чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивают мелкую моторику рук, творческие способности.

Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры. А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.

Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальчиками или ладошкой. Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себя разноцветный мир цветов, бабочек, различных предметов.

Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.

Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.

Рисование на песке (манной крупе)- удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.

Литература

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л. М. Павловой. – М. ; Просвещение, 1986.–176с.

2. «Детский сад. Управление» / Под редакцией Г. Погодиной – М: август 2005, №24.–135с.

3. Крылова Н. М. Детский сад – дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Пермь. Гос. Пед. Ун–т. – Пермь. 2005.–448с.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольника через разные виды музыкальной деятельности «Развитие речи дошкольника через разные виды музыкальной деятельности» Подготовила: музыкальный руководитель: Шлыкова Л. В. Речь и музыка.

Адаптация детей раннего возраста через разные виды деятельности С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность» Содержание Введение Актуальность Теоретическая база Результативность Введение.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Презентация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Тема: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование Практика показывает, что не успешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 14:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фролова (УИ 1456589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД