татьяна Кирилина
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели наблюдая за детьми могут отметить, что многие дети в дошкольный период неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Педагог дошкольного образования должен развивать мелкую моторику с младшей группы. В этом поможет продуктивная деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт : придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся : рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями : наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности можно поставить перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для развития мелкой моторики.
2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.
3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Для совершенствования ручной умелости в младшей группе можно использовать: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр, пальчиковый бассеин.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) .
Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду".
В младшей группе с детьми можно рисовать не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.
В лепке использовать разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учиться соединять детали путем примазывания, сглаживания.
Можно использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.
Знакомить детей со следующими техниками: аппликация из ватных дисков, ниток, ткани, аппликация из цветной соли, оригами.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях : рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук.
Опыт работы многих педагогов показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
-совершенствованию мелкой моторики рук
-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;
-совершенствованию активной речи, словарного запаса;
-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-совершенствованию навыков учебной деятельности