Лариса Бредихина
Алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия с учителем-логопедом
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия с учителем-логопедом.
Выступление на семинаре-практикуме в рамках методического совета учителей-логопедов секции «Школа молодого логопеда» дошкольных образовательных учреждений.
Бредихина Л. А.
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 33 «Клубничка»
В законе РФ «Об Образовании в РФ» сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» [1].
Публикация «Алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия с учителем-логопедом» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организовано взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение родителей в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обязательно контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Цель такого взаимодействия – активизировать родителей и обратить их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка и в семье, и в детском саду более последовательным и эффективным.
Перед педагогом стоит непростая задача: привлечь пристальный интерес у родителей к той деятельности, которую ведет учитель-логопед с их детьми, и сделать родителя непосредственным участником этого процесса, заинтересованным в достижении положительного результата.
Сразу же перед учителем-логопедом возникают определенные трудности:
- непонимание психофизических особенностей развития ребенка с нарушениями речи, особенно с дизартрическими проявлениями:
- неумение организовать, соответствующее уровню развития речи своего ребенка, эффективное познавательное взаимодействие (или обучение);
- отсутствие у родителей интереса к содержанию коррекционно-развивающей работы [5]. Большинство родителей привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому не помогают им усваивать правильную речь. И, как правило, ожидания и надежды пап и мам связаны лишь с работой логопеда. Поэтому до родителей необходимо донести сведения о том, что эффективная коррекция речевых нарушений возможна только в результате активной, скоординированной работы учителя-логопеда и родителей дошкольника. Особенно это актуально в современных условиях, когда большинство детей находится дома из-за болезни, либо из-за опасения посещать ДОУ по причине пандемии. Однако подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу, ему предшествует целенаправленная работа.
Девиз нашей работы с родителями можно выразить тремя словами: «Принимаем! Понимаем! Помогаем!»
С чего начать? Прежде всего, строим свое общение с родителями на принципах доверия, диалога, учета их интересов и их личного опыта в воспитании.
Выстраиваем партнерские отношения с семьями воспитанников на следующих принципах:
- взаимодействие педагогов и родителей;
- уникальность и индивидуальность личности ребенка;
- включаемость родителей в тонкий процесс коррекции звукопроизношения у ребенка;
- диалог с конкретным ребенком и его родителем с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей (либо особенностей);
- уважение к продуктам детской деятельности, поддержка самостоятельности и инициативности [2]. Какие формы работы мы при этом используем?
Существует множество как традиционных, так и инновационных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей. К традиционным относятся:
- игровой практикум, тренинги, совместные занятия;
- педагогические гостиные;
- познавательно-игровые викторины;
- памятки;
- групповые и индивидуальные консультации [4].
Однако, в современных условиях мы все чаще и чаще обучаем детей удаленно, используя дистанционные приемы обучения
И вот здесь снова возникает вопрос: с чего начать дистанционное взаимодействие с родителями? Конечно же, с установления личного контакта с родителями, причем такого контакта, чтобы родитель не только хотел нас слушать, но и «творить» вместе с нами. Для этого, мы должны так рассказать ему о ребенке, но при этом правдиво, чтобы он почувствовал, что его малыш самый лучший, т. е. акцент сделать только на положительные стороны личности ребенка, а вот когда контакт будет уже установлен, тогда можно сообщить и о трудностях в коррекции звукопроизношений. И только потом вооружить его знаниями, которыми он будет делиться со своим ребенком в ходе выполнения заданий логопеда. Важно помнить еще и о том, что надо запоручиться обратной связью с родителями для получения большего эффекта от совместной коррекционной деятельности.
Не для кого не секрет, что современные родители не представляют свою жизнь без гаджетов, социальных сетей и интернета, и нам приходится шагать в ногу со временем, и использовать в своей работе инновационные формы взаимодействия с родителями. Хочу поделиться своими наработками в этом направлении.
В нашем дошкольном учреждении, чтобы вооружить родителей элементарными знаниями по коррекции речевых нарушений мы используем, чаще всего:
-видеоролики, размещенные на сайте учреждения;
- презентации, предлагаемые родителям в онлайн-формате;
-телефон доверия логопеду, имеющийся у всех заинтересованных родителей;
-электронная почта;
-социальные сети: ОК, ВК;
-мессенджеры смартфона: Viber, WhatsApp.
Итак, установив контакт с родителем, мы занимаемся в ребенком в учреждении или дистанционно, даем необходимые домашние задания, давая тем самым родителю возможность понять, что его ребенок находится в поле зрения, за становлением его речи пристально следит специалист, а он, родитель, во всем этом процессе принимает непосредственное участие.
На слайде вы видите общение через электронную почту, но обязательно с обратной связью, а также общение через вотсап, связанное с подготовкой к выпуску детей в декабре с речью норма. Лично я чаще всего использую в своей работе вотсап-это быстро, удобно, всегда под рукой, можно как посылать задания, так и получать видео отчет о его выполнении.
В заключении предлагаю вашему вниманию алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия :
-прими родителя таким, какой он есть;
-научи родителя приемам коррекции речи ненавязчиво, доступно, интересно;
-докажи родителю, что ты сможешь помочь его ребенку;
-уважай мнение родителя, но профессионально используй его в своих интересах;
-действуй по принципу: «Я знаю, умею, научу, и у меня все получится только в тандеме «учитель-логопед – ребенок – родители!»
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об образовании в Росссийской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ
2. ВакуленкоЛ. С. Работа учителя-логопеда с семьями : традиционные и инновационные подходы. СПб., 2012.
3. Давыдова О. И., Майер А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М. : Сфера, 2011.
4.https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2017/02/28/vklyuchenie-roditeley-v-korrektsionno-razvivayushchiy.
5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4754/