Элла Колосова
Обучение дошкольников основным принципам и приемам передачи цвета
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет - основа восприятия окружающего мира
С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками. Если понаблюдать за малышом, то можно заметить его избирательное отношение к цвету. Чаще всего ребенок раннего возраста выделяет теплый, радостный цвет. Оттенки красного, желтого, оранжевого привлекают его внимание и побуждают к действию. С самого рождения цвет управляет эмоциональным состоянием, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к предметному миру, к природе и людям. Детей радует яркий цветок, они стараются покормить птицу с ярким, красивым оперением в клетке, могут выбрать в друзья Мишу или Дашу только потому, что у него (у нее) яркая шапочка или нарядные туфли.
Публикация «Обучение дошкольников основным принципам и приемам передачи цвета» размещена в разделах
Цвет как объект изучения всегда привлекал внимание ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников–живописцев. Хорошо развитое чувство цвета помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно научить детей уже в дошкольном возрасте выражать цветом свои чувства, эмоции. Кроме того, цвет помогает передать характер музыкального произведения (дети рисуют «шершавые» звуки, нежную, тревожную, легкую музыку). Цветом можно передать настроение осеннего дня, свое эмоциональное состояние, тишину. Знание теплых и холодных оттенков помогает свободнее ориентироваться в многообразном мире цвета, света и тени, поэтому главными задачами в работе с дошкольниками по ознакомлению с цветом я считаю следующие:
- знакомство с основными цветами (желтый, красный, синий);
- получение новых цветов путем смешивания основных красок (конспект «Как краски друг к другу в гости ходили»);
- знакомство с теплыми и холодными цветами и оттенками (конспект «Как радуга наряд себе искала»);
- знакомство со свойствами белой краски: смягчать, осветлять (конспект «Как краски поссорились»).
Ознакомление с принципами подбора цветовой гаммы для создания конкретного образа
Чтобы научить детей передавать эмоциональное состояние цветом, нужно помочь им увидеть, почувствовать состояние объектов в световоздушной среде. Так, ребенок может убедиться в том, что лучи заходящего солнца окрашивают небо в самые разные, порой невероятные тона, изменяют привычную для глаз окраску снега, отражаются разноцветными бликами на стенах домов. Цвет снега меняется в разное время суток, при разном состоянии погоды. Чтобы дети могли использовать в полной мере такое могучее средство изобразительности, как цвет, необходимо помочь им познать секреты образования цветовых оттенков. Для этого используются такие игровые упражнения, как «Краски на прогулке», «Разноцветные ручейки», «Мое настроение», «Прятки с Капитошкой», «Радуга в воде».
Эти игры с красками помогают сделать занятия по такой сложной теме, как «Цвет», интересными, доступными даже для детей младшего возраста. Например, «приглашая» краску на прогулку, дети «гуляют» по листу бумаги где им нравится – вверх, вниз, влево, вправо, нанося мазки разной формы одного цвета. Скучно стало одной краске, например красной, «гулять». Захотелось ей с кем–нибудь поболтать. Решаем вместе с детьми: какую краску пригласить на прогулку с красной. Выбираем синюю. Дети производят те же действия с синей краской, что и с красной. «Гуляя» по дорожкам рядом с красной или встречаясь с ней, т. е. перекрывая красный цвет, синяя краска «оживает». Там, где встретились две краски, появился фиолетовый след – грустный, темный, таинственный. Там, где краски не встречаются, не хотят дружить или стесняются друг друга, им надо помочь. А сделать это может белая краска. Приглашаем ее погулять, втроем будет веселее! Белая краска «идет» по дорожке между красной и синей, «берет их за руки» (касается красной и синей, частично перекрывая ту и другую. Появляется бело–розово–голубая гамма. А там, где был грустный фиолетовый след, с появлением белой краски все меняется. Лист закрашивается очень приятными для глаз цветовыми сочетаниями сиреневых, розовых, голубых тонов с пятнами красного, синего, белого цветов. На следующем занятии на прогулку можно пригласить другие краски, например синюю и зеленую, желтую и красную, коричневую и желтую. Главное, не забыть прихватить и белую для получения новых оттенков более светлого, нежного тона. После серии таких игровых упражнений дети самостоятельно выбирают краски для закрашивания листов, которые используются как фон для рисования разных сюжетов.
Другой прием в закрашивании листа с целью получения интересной цветовой гаммы – рисование своего настроения. Краски так же, как и человек и все в живом и неживом мире, имеют свое настроение. Есть краски веселые, спокойные, грустные, мрачные и др. В зависимости от своего собственного настроения ребенок выбирает те краски, которые соответствуют этому настроению, подчас совершенно неосознанно, чисто интуитивно. Каждый раз появляется новое цветовое сочетание. В дальнейшем эти листы можно использовать для рисования на тему «Времена года» («Хмурый день», «Золотая осень», «Розовая весна», «Голубая весна», «Зимушка хрустальная») и т. п. Тема определяется ощущениями от цветовой гаммы фона. Времена года, конечно, не единственная тема, фон «своего настроения» можно использовать и для любого изображения.
Дидактическая игра «Радуга в воде» носит исследовательский характер, что уже само по себе интригует и побуждает к действию («А что получится?»).
Для игры необходимо приготовить семь банок с чистой водой и три основные краски – красную, желтую, синюю. Детям предлагается путем смешивания красок получить все цвета радуги и расставить банки в таком порядке, как цвета радуги.
Уточнить эту последовательность поможет занятие на тему «Как радуга наряд себе искала». Интересен прием рисования потеками, когда на мокрый лист наносятся мазки красками разного цвета. Поднимая лист вертикально и поворачивая его вокруг своей оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, меняют направление. Так создаются непроизвольные неповторимые узоры в самых разных сочетаниях цвета и линий. Этот прием незаменим при рисовании керамических изделий, весеннего половодья, осеннего дождя за окном.
Игры с красками должны проходить весело, ненавязчиво (например, игра «Прятки с Капитошкой», Приходит в гости Капитошка (мягкая игрушка, игрушка из воздушного шарика или из другого материала) и предлагает детям поиграть. Просит показать кисточки. Дотронувшись до них, Капитошка превращает их в своих маленьких братишек и начинает играть с ними в прятки. Называем маленьких Капитошек Кап–капками. Капитошка закрыл глаза, а Кап–капки побежали по листу (смочили его водой для рисования по мокрому, увидели баночку с красной краской и спрятались в ней. Капитошка посмотрел, никого не увидел, стал искать под столом, а Кап–капки выглянули из баночек и побежали по бумаге, оставляя за собой следы–кляксы. Капитошка заглянул под стол, а Кап–капки быстро попрыгали в баночку с водой, искупались в ней и показались Капитошке чистыми и довольными тем, что он их не нашел. Пришлось Капитошке снова глаза закрывать, а Кап–капкам прятаться в баночке с желтой краской. Там они сидели, пока Капитошка их искал: под столом, в углу. Тогда Кап–капки прыгнули на лист бумаги и стали резвиться. Красные и желтые кляксы смешались, растеклись, превратили лист в чудесный осенний желто–красно–оранжевый ковер. Вернулся Капитошка, а Кап–капки успели в воде искупаться и стали опять чистыми и довольными. Посмотрел Капитошка на лист, где Кап–капки бегали–играли, и увидел интересные яркие лужицы. Одна похожа на цветок, другая – на бабочку, третья – на ос и ножку. Удивился Капитошка и предложил детям отгадать: кто еще спрятался в кляксах? (Дети, поворачивая лист, ищут сходство цветных пятен с чем–либо. Воспитатель помогает уточнить, определить это сходство).
На следующее занятие надо приготовить две краски другого цвета (синего и желтого, зеленого и синего, красного и белого, синего и белого). Каждый раз появляются новые варианты цветовых сочетаний, новые силуэты. Так постепенно просыпается детское воображение. Добавляя детали: глаза, уши, лапы, хвостики к бесформенным пятнам, ребенок добивается максимального сходства с тем, что он видел или придумал. Так каждый раз появляется новый образ.
Много еще разных игровых приемов можно придумать для ознакомления детей с таким интересным и сложным явлением, как цвет. Развивается и обогащается чувство цвета на занятиях «Портрет осени», «Праздник цвета», «Какого цвета снег?», «Настроение весеннего неба» и др. На них дети получают возможность работать в свободной палитре. Постичь тайны цвета в занимательной и доступной форме игрового характера помогут альбомы-раскраски «Узнай, какого это цвета», «На радость всем», «Теплый цвет – холодный цвет» и др. Помогут и такие мероприятия, как экскурсии в лес, целенаправленные наблюдения в быту, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, диафильмов, ознакомление с произведениями живописи, народно–прикладного искусства.