Светлана Лагутеева
Занимательные развивающие задания на занятиях с логопедом
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей логопеда в начальной школе является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении. Результаты деятельности напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися.
Публикация «Занимательные развивающие задания на занятиях с логопедом» размещена в разделах
От того, каким образом строятся занятия, какими методами и приемами пользуется специалист в работе с младшими школьниками зависит быстрота коррекции речевых проблем, устранение нарушений, препятствующих полноценному усвоению школьной программы.
Первоклассник, пришедший в школу в сентябре - это тот же дошкольник. Он еще не привык к новым условиям, не осознал этап перехода на новый уровень своей жизни, не познакомился с правилами и требованиями. Для того, чтобы сделать мягким переход в школу, не усугубить имеющиеся проблемы развития мы подбираем такие упражнения, которые будут помогать ребенку плавному и безболезненному вхождению в учебную деятельность. Подбирая задания и планируя занятие мы учитываем контингент обучающихся, рекомендации по организации логопедической работы и основываемся на диагностические результаты.
Наши занятия в начальной школе строятся по типу игровых путешествий, занимательных расследований с разгадыванием головоломок, ребусов и т. д. На первом этапе работы усиленно направляем свою деятельность на преодоление фонетико-фонематических нарушений, усвоение основных понятий и ориентировку в схематических изображениях слова, звука, предложения и т. д.
Усваиваем навык звукового анализа слова, закрепляем графическое изображение букв, развиваем каллиграфические навыки.
Основой первоначальной работы мы считаем развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики и движений, артикуляторной моторики речевого аппарата и дыхательную функцию и т. д. В этом помогают игры и упражнения с различными материалами: природным, пластилином и глиной, счетными палочками и цветными палочками, физические упражнения и дыхательная гимнастика, выработка точных движений руки при работе по точкам, сенсорные игры и упражнения.
Наиболее интересны детям именно практические упражнения, где можно все потрогать, увидеть, понюхать, услышать. Именно в этих упражнениях обогащается сенсорный опыт ребенка, приобретаются новые ощущения и возникает тактильная память, которая помогает ребенку в запоминании общего вида букв, ее написания и особенно в преодолении такого вида нарушения, как зеркальное написание.
Работая на занятиях, дети увлеченно выполняют задания и необходимые нам, специалистам, навыки формируются у ребенка легче и прочнее. Так на наших занятиях мы выкладываем силуэты буквы из камней, палочек, отрабатываем правила письма в
прописях – тренажерах, применяем символическую систему обозначения единиц речи: звук, слово, предложение, используем мнемотехнику в решении задач общего и речевого развития и т. д.
На занятиях логоритмикой в игровых упражнениях решаем такие задачи, как развитие общей моторики, движений, плавности речевого дыхания и силы выдоха, отрабатываем артикуляцию гласных звуков в распевках, развиваем чувство ритма в танцевальных и ритмизованных упражнениях и играх. Данный вид занятий очень нравится детям и воспринимается как развлекательное мероприятие, хотя мы понимаем, что данные задания очень важны для детей с нарушением развития речи. Развивая просодическую сторону речи: ритм, темп, тембр, высоту голоса, эмоциональность и яркость речи, мимику и жесты, мы воздействуем на формирование общего речевого тонуса, на моторику, настроение, способствуем тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.
Учитывая контингент обучающихся нашей школы, и снижение процессов памяти, свойственное детям с особенностями развития мы используем большое количество наглядного и практического материала, так как практические методы работы помогают прочнее запомнить и усвоить материал.
Хочется отметить, что наиболее успешное преодоление речевых недостатков происходит у тех ребят, с кем дома прорабатывается материал и выполняются рекомендации логопеда. Ребенку, повторившему дома задания, выполняющему несложные артикуляционные и дыхательные игры и упражнения на занятии намного легче. Соответственно на занятии ребенок часть работы уже может выполнять самостоятельно, контролирует себя и работает над саморазвитием. Так воспитывается осознанность в преодоление своих проблем, преодолевается стеснение и скованность перед выполнением заданий, возникает заинтересованность ребенка.
Уважаемые родители! Мы стараемся для ваших детей! Мы хотим видеть Вас в числе наших соратников и как первых заинтересованных лиц в развитии каждого обучающегося. Выполняя ежедневные рекомендации по развитию ребенка, Вы помогаете ему справиться с недостатками речевого развития, быть успешным и осваивать учебную программу. Только совместными усилиями мы добьемся положительных результатов. Желаю Вам удачи в развитии каждого ребенка.
Материал подготовила учитель - логопед
МБОУ «Школа-интернат № 1» г. Саров
агутеева С. С.