Татьяна Голубева
Управленческий проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»
Выпускная аттестационная работа по курсам профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»
Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать. С. П. Капица
Аннотация к проекту
Публикация «Управленческий проект создания „Академии начинающего коррекционного педагога“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, проблема профессионального роста педагогического персонала рассматривается как одна из основных.
Особыe требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих обучающихся и их родителей.
Нашему дошкольному учреждению необходим коррекционный педагог:
• способный реализовать принципы оказания психолого-педагогической помощи в развитии ребенка;
• владеющий коррекционными образовательными технологиями организации педагогического процесса;
• ориентированный на личность ребенка с ОВЗ;
• мотивированный на профессиональное совершенствование.
К сожалению, часть коррекционного направления дошкольного образования в нашем дошкольном учреждении реализуется не всегда продуктивно и качественно, возникают риски в профессиональной деятельности педагогов по причине нехватки в ДОУ педагогических кадров, имеющих опыт обучения детей с ОВЗ.
Отсюда возникают проблемы:
• отсутствие опыта и недостаток знаний по коррекционной педагогике;
• неготовность некоторых педагогов к образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ;
• недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии.
Возникает противоречие между образовательными ожиданиями учреждения и родителей детей с ОВЗ и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде групп компенсирующей направленности для данной категории обучающихся. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы с педагогами, реализующими адаптированные основные образовательные программы (АООП) для детей с проблемами в развитии и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов тех профессиональных качеств, которые содействовали реализации коррекционной направленности обучения в ДОУ, а также оптимизации существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации.
Изучив аналитический материал по кадровому составу педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, проведя контроль различных характеристик деятельности коррекционных специалистов, администрация нашего дошкольного учреждения пришла к осознанию необходимости внедрения проекта «Академия начинающего коррекционного педагога», реализующего системный подход в управленческой деятельности методиста по коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ.
Появилась идея проекта создания «Академии начинающего коррекционного педагога».
Участники проекта: администрация ДОУ, методист по коррекционной работе с детьми с ОВЗ, начинающие педагоги со стажем работы по реализации АООП для детей с ОВЗ менее 3х лет, специалисты – наставники.
Всего в проект вовлечено 20 педагогов. Длительность проекта 1 год.
Введение
«Академия начинающего коррекционного педагога» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста педагогов, осуществляющих коррекционную работу с детьми с особыми образовательными возможностями.
Анализируя современную систему дошкольного образования, необходимо отметить ее целевую направленность на гармоничное развитие ребенка. Исходя из этого, дошкольное образование должно быть гибким, научно обоснованным, реализующим государственный образовательный заказ и отвечающим запросам потребителей образовательных услуг (дошкольников и их законных представителей).
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер, в том числе и в дошкольном образовании.
В связи с реализацией компетентностного подхода в решении заявленной проблемы, обусловлена тем, что при достижении целей системы дошкольного образования, решении педагогических задач, выполнении предписанных функций большое значение имеет наличие высокого уровня компетентности педагогических кадров.
Наше дошкольное учреждение посещают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ): дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта.
Единственный путь качественного осуществления коррекционно-развивающего воздействия — это тесное взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и др.).
Условия качественного коррекционно-развивающего воздействия:
• искренняя заинтересованность педагога в его результатах,
• желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
• строгая, продуманная система работы, суть которой заключается в подчинении всего учебно - воспитательного процесса, всей жизни и деятельности коррекционно-развивающей цели.
Однако профессиональная подготовка педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающую образовательную деятельность, не в полной мере отвечает потребностям комплексной системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Многие имеют достаточно большой педагогический стаж, однако, работая с детьми с ОВЗ, опираются на сложившиеся стереотипы педагогической деятельности; профессионально действуя в стандартной образовательной ситуации, испытывают трудности в реализации системы комплексной коррекционной работы по преодолению нарушений у детей.
Педагоги проходят подготовку в рамках курсов повышения квалификации, но они в большей степени ориентированы на теоретическую, а не практическую составляющую педагогической деятельности, большинство педагогов принимают пассивное участие и являются лишь созерцателями.
В ходе анкетирования педагогов, реализующих АООП для детей с ОВЗ, было выявлено, что 80% педагогов имеют профессиональные затруднения, и это стало заказом с их стороны для создания и реализации данного проекта.
Проблема: необходимость повышения качества коррекционной работы по преодолению проблем в развитии детей с одной стороны и недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ - с другой.
Данная проблема определила цель и задачи проекта.
Цель: содействие повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в вопросах обучения детей с ОВЗ через создание Академии начинающего коррекционного педагога, разработка и апробация программы, получение достоверных результатов профессионального роста педагогов и более высокого уровня качества образования при выполнении мониторинга в конце текущего учебного года.
Задачи:
• Разработать организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста.
• Содействовать начинающим коррекционным педагогам в развитии компетенций, необходимых в коррекционно-образовательной деятельности.
• Проанализировать разделы адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, педагогических технологий и методик.
• Обеспечить реализацию потребности начинающих коррекционных педагогов на повышение своей профессиональной квалификации и в организации непрерывного образования.
• Оказать консультативную помощь всем начинающим коррекционным педагогам по вопросам образования и воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста.
• Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта
• будут разработаны организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста;
• проанализированы отдельные разделы адаптированных основных образовательных программ ДОУ;
• начинающие педагоги приобретут необходимые знания и умения необходимые в коррекционно-образовательной деятельности;
• будет обеспечена реализация потребности начинающих педагогов в повышении своей профессиональной квалификации и получении непрерывного образования;
• будет оказана необходимая консультативная помощь педагогам по вопросам коррекционной педагогики и психологии.
Продукты проекта:
Нормативно - регламентирующие:
Разработаны локальные документы:
• Положение о Академии начинающего коррекционного педагога
• Положение о наставничестве;
• Приказ о закреплении наставника;
• Положение о Методическом объединении педагогов групп
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Перспективно - ориентирующие:
• Программа работы Академии начинающего коррекционного педагога
• Рекомендации начинающему коррекционному педагогу
• Памятка для наставника
• Памятка начинающего педагога
Деятельностно - стимулирующие:
• Введена новая система оплаты труда, позволяющая стимулировать процессы саморазвития начинающих педагогов и инициативность при выполнении должностных обязанностей.
• В Уставе ОУ закреплены все виды стимулирования положительных результатов профессиональной деятельности педагогов.
Технологии и механизмы достижения поставленной цели
Нормативно –правовое обеспечение проекта
Федеральный уровень
• Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. No544
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155
Локальный уровень
• Положение о группе компенсирующей направленности для обучающихся с задержкой психического развития
• Положение о группе компенсирующей направленности для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
• Должностные обязанности педагогических работников ДОУ
• Кодекс профессиональной этики педагогического работника ДОУ
• Положение о работе методического объединения педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
• Положение о портфолио педагога
• Положение «О порядке распределения средств стимулирующего фонда между педагогическими работниками ДОУ»
Основные направления работы
• Методическая поддержка (работа методических объединений, наставничество).
• Организация профессиональной коммуникации.
• Мотивация самообразования педагогов.
Участники проекта создания «Академии начинающего коррекционного педагога»: администрация ДОУ, методист по коррекционной работе с детьми с ОВЗ, воспитатели и специалисты групп компенсирующей направленности для обучающихся с ОВЗ (начинающие педагоги и рабочая группа наставников).
Проект рассчитан на 1 год и включает 3 этапа (см. Презентацию):
І этап – подготовительный (разработка нормативно-правового обеспечения проекта, разработка проекта, разработка и утверждение положения о создании «Академии начинающего коррекционного педагога»);
ІІ этап – основной (выполнение проектных мероприятий в соответствие с планом работы);
ІІІ этап – завершающий (сбор и анализ результатов выполнения проекта, внесение корректировок).
Ресурсы реализации проекта
Информационно-методические ресурсы:
• информационно-образовательные ресурсы на бумажных и сменных оптических носителях (нормативные документы, план работы «Академии начинающего коррекционного педагога», индивидуальные программы саморазвития, портфолио педагога, разработки методических семинаров с презентациями Power Point и др.);
• информационно-образовательные ресурсы сети Интернет (методические материалы на сайте, методические рекомендации ЛОИРО и др.);
• программные инструменты, необходимые для создания текстов, презентаций, выхода в интернет: программы Microsoft Office, программа Adobe (Acrobat) Reader и др.
Кадровые ресурсы:
Педагогический коллектив групп компенсирующей направленности для обучающихся с ОВЗ укомплектован на 100%, всего 20 педагогов,
из них:
• общий педагогический стаж: более 20 лет имеют 10 % педагогов,
от 10 до 20 лет – 10 %, от 3 до 10 лет – 50 %, до 3 лет – 30 %;
• педагогический стаж работы с детьми с ОВЗ: более 20 лет – 5%; от 3 до 10 лет – 10%; до 3 лет – 85%;
• высшее профессиональное образование имеют – 100 %;
• квалификационные категории: высшая – 10 %, первая – 50 %;
• 100% педагогов своевременно прошли курсы повышения квалификации по обучению ФГОС ОВЗ;
• средний возраст педагогов – 40 лет, из них моложе 25 лет – 15%, от 25 до 35 лет – 15%; от 35 до 45 лет – 50%; старше 45 лет – 20%;
Научно-методические ресурсы:
Действующее законодательство, локальные акты и нормативно-правовое обеспечение Проекта, банк и каталог научно-методических источников
Материально-технические ресурсы:
• кабинеты логопедов, дефектологов, психологов, оснащенные интерактивными досками и ноутбуками с выходом в интернет;
• 6 групповых помещений, оснащенные интерактивными досками и ноутбуками с выходом в интернет;
• МФУ
Финансовые ресурсы:
Оплата труда участников проекта осуществляется из фонда стимулирования.
(Бюджет проекта - см. Презентацию)
Ограничения проекта, риски:
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
• недостаток квалифицированных кадров;
• сопротивление со стороны участников образовательного процесса;
• объективные риски (болезнь, сложные межличностные отношения,
конфликты);
• слабая мотивация педагогов к профессиональному росту;
• низкая сформированность аналитических умений;
• низкая сформированность коммуникативных умений;
• неудовлетворенность теми или иными компонентами профессиональной среды.