Наталия Вагина
Актуальность использования интерактивных средств на занятии учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования интерактивных средств на занятии учителя – логопеда :
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видеосреду. Ребенок с большим удовольствием смотрит телевизор и играет в телефон или планшет, чем читает книгу, мощный поток информации оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются, любимые герои и увлечение. Сегодня учитывая современную жизнь, логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Публикация «Актуальность использования интерактивных средств на занятии учителя-логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
И одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом.
На помощь приходят интерактивные игры, они несут в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Интерактивные игры помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным, поддерживать у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышать эффективность логопедической работы в целом.
Разнообразие способов представления информации (аудио-, видеоматериалы, графические изображения и рисунки самих детей, взрослая и детская речь, многообразие тактильных ощущений) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника.
Специфичной для логопедического занятия является необходимость многократного повторения речевого материала, что зачастую приводит к повышенной утомляемости ребенка, потере интереса к происходящему. Программное обеспечение интерактивного стола позволяет использовать речевой материал с максимальной отдачей, включать его в совершенно разные по задачам, характеру представления информации и игровым действиям, задания. Для меня, как учителя-логопеда, очень важно «выжать» из каждого игрового упражнения максимум возможностей, и данное средство обучения позволяет сделать это - ребенок «чувствует» слово, видит различные его оболочки. Он слышит слово, видит разные варианты изображения одного и того же слова, читает написанное слово, он многократно произносит это слово, действует с ним, двигает, перемещает, и даже «прячет». Формируется новая для ребенка, комплексная аудио-визуально-тактильная рабочая среда.
При разработке содержания занятий с использованием интерактивного оборудования, выборе и создании электронных материалов, учитываю следующие принципы логопедической работы:
1. Принцип комплексного подхода, активного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса и учителя – логопеда и ребенка.
2. Принцип вариативности и индивидуально-дифференцированного подхода в отборе электронного материала. Выражается в учете особенностей речевого нарушения каждого ребенка, этапа логопедической работы, на котором находится ребенок, подборе материала с учетом речевых навыков детей, Предусматривается вариативность форм организации самостоятельной деятельности (работа у стола, игры на дыхание, мелкую моторику, задействование песка,
3. Принцип последовательности и постепенности
При переходе от простого речевого материала к сложному,
4. Принцип учета ведущего вида деятельности и здоровьесбережения
Предусматривается игровой характер заданий, чередование работы с раздаточным и электронным материалом, смена различных видов деятельности.
Программное обеспечение, поставляемое в комплекте с интерактивным оборудованием, позволяет создавать собственные игровые упражнения под конкретные цели логопедического занятия. Кроме этого, используются также и готовые электронные образовательные ресурсы. По возможности, мультимедийный материал и флеш-игры включаются мной в занятия напрямую с образовательных Интернет-ресурсов, что оптимизирует время для подготовки занятия, дает возможность детям закрепить имеющиеся навыки, повторно обратившись к этим ресурсам в домашних условиях, совместно с родителями.
Таким образом, использование интерактивных средств обучения, с учетом вышеуказанных особенностей и принципов, значительно повышает эффективность логопедического занятия, что выражается в положительной мотивации ребенка, увеличении количества решаемых на занятии задач, разнообразии форм представления учебно-игрового и наглядного материала (в сравнении с традиционной формой организации занятия, и форм организации образовательной деятельности. Ребенок активно и, что немаловажно, творчески, включается в процесс овладения правильной и красивой речью