Наталья Григорьевна Алексеенко
Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11, муниципального образования Успенский район.
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп компенсирующей направленности на тему:
Активизация речи с ОНР посредством дидактического синквейна.
Подготовила:
воспитатель логопедической группы
МБДОУ детского сада комбинированного вида № 11,
Алексеенко Наталья Григорьевна
Активизация речи с ОНР посредством дидактического синквейна.
Публикация «Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
1 слайд: Цель мастер-класса:
• Дать представление об использовании инновационной технологии развития речи «синквейн», о значении этой технологии в системе коррекционно-развивающей работе у детей с тяжелыми нарушениями речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейна.
2 слайд: Что такое «Синквейн»?
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.
3 слайд: Актуальность.
Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
4 слайд: Инновационность.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.
5 слайд: Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• владеть навыком обобщения,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели.
6 слайд: На первом этапе работы.
• 1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);
• 2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
• 3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;
• Упражнение «Подбери схему к слову»
• Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.
7 слайд: На втором этапе.
• продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.
• 4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть
5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
8 слайд: Алгоритм написания синквейна.
• 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
• 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
• 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
• 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
• 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
9 слайд: Вариативность в применении технологии синквейн.
• Синквейн использую на занятиях
для закрепления изученной
лексической темы.
• 1. Береза.
• 2. Тонкая, белоствольная.
• 3. Растет, зеленеет, радует.
• 4. Береза — символ России.
• 5. Дерево.
10 слайд: На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
11 слайд: Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
1. Семья
2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)
4. Предложение о семье, афоризм или пословица. Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью. Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная.
12 слайд: Синквейн, придуманные детьми:
1. Кто? Кукла
2. Какая? Красивая, Любимая
3. Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
4. Предложение. Моя кукла самая красивая
5. Ассоциация. Игрушка.
13 слайд: Синквейн – загадка.
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части ( например: дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить) :
1. ?
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
14 слайд: Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
• Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.
• Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
• Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
• Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
• Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
• Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПМ (памяти, внимания, мышления).
15 лайд: Практическая часть.
— Совместная работа с педагогами
«Синквейн о синквейне»
• 1. Синквейн.
• 2. Творческий, активизирующий.
• 3. Развивает, обогащает, уточняет.
• 4. Синквейн помогает учиться.
• 5. Технология.
16 слайд: Вывод синквейна.
o Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
o Синквейн помогает пополнить словарный запас.
• Синквейн учит краткому пересказу.
• Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
• Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
• Составить синквейн получается у всех.
• Синквейн помогает развить речь и мышление.
• Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
• Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
• Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной
• Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.