Получи документы

Активизация речи детей в работе психолога

Галия Курмакаева
Активизация речи детей в работе психолога
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы в детских садах растет число дошкольников с нарушением речевого развития. Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все психические процессы. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, слабая концентрация, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы, так же слабо развиты.

Публикация «Активизация речи детей в работе психолога» размещена в разделах

У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться плохая координация движений, слабая мелкая моторика, снижение интереса к игровой деятельности. Часто страдает эмоциональная и коммуникативная сфера: дети испытывают трудности в общении, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, к себе и окружающим.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития речи ребенка является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Для того чтобы достичь этих целей, я применяю следующие методы работы с детьми, которые можно применять не только на занятиях психолога, но и воспитателям.

Музыкотерапия

Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, наладить отношения между детьми и педагогом, развивает новые способности, повышает самооценку, лечит страхи, способствует становлению норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими эмоциями.

Психогимнастика.

Это курс театральных этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Применять психогимнастику можно на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Примеры психогимнастики :

Изобразить ласковую кошечку, злого серого волка, игривого котенка, довольную, полакомившуюся капустой козочку, бодливую корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи, верблюда, идущего по пустыне и многое другое. Все эти этюды могут сопровождаться стихами, песнями, поговорками.

Так же в психогимнастике можно использовать и прием игры, например «Угадайте, что я делаю?». Один ребенок показывает действия, а другие — угадывают.

Детям после таких упражнений становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других людей.

У них появляется уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются страхи, неуверенность и различные переживания.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Может сопровождаться весёлыми стихами, яркими образами, песнями.

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает, заинтересовывает детей, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Упражнения самомассажа:

Самомассаж мышц головы и шеи: «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.

«Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

«Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж языка: поглаживание языка губами,пошлепывание языка губами,поглаживание языка зубами, покусывание языка зубами.

Игры для развития речи детей 3-4 лет

1. «Что бывает….? Какое бывает?»

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно ( в данном случае: твердым бывает).

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

"А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

2. «Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

-сначала чай наливают, потом пьют

-сначала человек ложится спать, потом встает

-сначала самолет взлетает, потом…

-сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Пальчиковые игры

Срока белобока - эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. (Водя пальцем по ладошке малыша)

Сорока-белобока, кашку варила

детей кормила

(трогая каждый пальчик в отдельности)

Этому дала, этому дала.

А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось

Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)

Этот пальчик - в лес пошел

Этот пальчик - гриб нашел

Этот пальчик - леденец

Этот пальчик - огурец

Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.

Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая")

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли во двор гулять

Тут увидели собаку,

там увидели кота,

А потом пришла корова - разбежались кто-куда.

(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для чижа,

Эта долька - для крота,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура!

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь, кто - куда!

И т. д. Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.

3. «Что будет, если…»

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

4.«Что можно делать с? С чем можно делать… ?»

Вы начинаете:

"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. " - ребенок продолжает.

Или:

"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…

"Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

Или:

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

5.«Кто что делает?».

Начало может быть таким:

"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."

"Машина - едет, гудит, светит…"

"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие:

"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"

"Едет - машина, поезд, велосипед, …"

"Тает - мороженое, лед, …"

Чистоговорки

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.

Скороговорки

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Ехал Грека через реку,

видит Грека - в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку - цап.

- Карл украл у Клары кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

- На дворе трава,

на траве дрова.

На дворе трава,

на траве дрова.

- Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психологаАрт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Активизация речи детей раннего возраста через участие в театрализованной деятельности Содержание Актуальность 2 Цель и задачи 2 Работа с детьми 2 Работа с родителями 2 Список литературы: 2 Приложение 1 2 Приложение 2 2 Приложение.

Активизация речи посредством игровых технологий через театрализованную деятельность Конспект: «Активизация речи посредством игровых технологий, через театрализованную деятельность».Цель: развивать речь детей посредством.

Арт-методы в работе психологаАрт-методы в работе психолога У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить,.

Доклад «Активизация речи детей 4–5 лет» Какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы речевой аппарат дошкольника развивался правильно? Данную тему изучают специалисты различных.

Доклад «Активизация речи детей на 4–5 году жизни» Развитие способности внятно, четко и осознанно говорить – важный момент в работе каждого педагога. Чем больше слов знает воспитанник, тем.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как активизация речи детей раннего возраста» Актуальность Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его.

План по самообразованию «Активизация речи у детей 3–4 лет» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8 «КАРАМЕЛЬКА» «План по самообразованию» Лабик Татьяна Сергеевна ТЕМА: «Активизация речи детей 3-4 лет» Сентябрь.

Сказкотерапия в работе детского психологаСказкотерапия в работе детского психолога Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речи детей в работе психолога
Опубликовано: 14 января 2019 в 10:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация речи детей в работе психолога» (включая файлы) размещена пользователем Галия Курмакаева (УИ 576470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД