Елена Красноперова
Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ОНР посредством знакомства с нетрадиционными техниками ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по развитию связной речи у детей с ОНР посредством знакомства с нетрадиционными технологиями
ХОРОВОД ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ
Цель:
Закрепление лексической темы «Деревья и кустарники» посредством знакомства с нетрадиционной техникой по ручному труду – «катание шариков»
Задачи:
1. Закрепить знание детей о деревьях, их красоте и пользе
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ОНР посредством знакомства с нетрадиционными техниками ручного труда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
2. Закрепить типы словообразования (клен - кленовый, береза-березка) и т. п.)
3. Учить детей подбирать яркие эпитеты – прилагательные для описания деревьев в различное время года
4. Развивать навыки связной речи, умение составлять описательный рассказ о деревьях, рассказ о своей поделке, работе
5. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности листьев деревьев: оригинальную форму, расцветку, продолжать осваивать некоторые операции с салфетками – катание шариков, закреплять умение работать с клеем
6. Развивать мелкую моторику руки
7. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира деревьев, бережного отношения к природе
8. Воспитывать аккуратность в работе, умение выполнять начатое дело до конца
Используемый материал:
– набор картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев («Тематический словарь в картинках. Цветы и деревья»)
– демонстрационные картины с изображением леса, парков города
– разрезные карточки с отдельными частями растений
– книги для выставления в книжном уголке: И. А. Бунин, Г. Скребицкий, М. Пришвин
– гербарий из листьев
– листы с изображенными на них различными видами листьев деревьев (черно-белый вариант)
– бумажные салфетки различных цветов
– клей ПВА, влажные салфетки
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Педагог предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения И. Бунина:
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
Вопросы педагога детям после прочтения:
– О чем это стихотворение
– О каком времени года это стихотворение
– О каких деревьях идет речь в стихотворении
Дети отвечают на вопросы.
Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации различных деревьев, задает вопросы по картине, провести сравнительный анализ:
– чем деревья похожи друг на друга (есть ствол, ветви, крона, ствол покрыт корой, чем отличаются (корой, формой листьев, плодами и семенами, местом произрастания).
Педагог предлагает детям дидактическую игру «Угадай дерево» :
(Детям предлагаются карточки, на которых изображены листья деревья и их плоды, они должны отгадать с какого это дерева).
Педагог рассказывает какую пользу приносят человеку деревья. (Они очищают воздух,
Из них можно изготовить множество полезных вещей – мебель, посуду, бумагу; из древесины строят дома; дрова используют как топливо).
Объяснить, что все деревья разделяют на две группы: хвойные и лиственные. (Дети рассматривают картинки)
Детям предлагается отгадать загадки:
Загадки
Раскидистый, могучий, Недаром эта модница
Широкий, коренастый, Склонилась над водой:
Он может даже тучи Все лето в речку смотрится,
На плечи заграбастать! (Дуб) Любуется собой! (Ива)
Зеленую подружку
Под новый год зимой
Срубили на опушке
И привезли домой. (Ель)
Педагог предлагает дидактические игры:
«Назови ласково» ( детям предлагается назвать ласково деревья: ель-елочка, ива-ивушка)
«Какое дерево» (детям предлагается подобрать прилагательные – эпитеты для описания дерева: ель – красивая, пушистая, зеленая, береза –белоствольная, стройная, раскидистая)
«Придумай слово» ( детям предлагается название дерева и задание: вспомнить похожие слова, например: ель-елочка, ельник (лес, где много елей, еловый (еловые ветки).
Педагог предлагает для заучивания стихотворения Бунина «Листопад»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛИСТИКИ»
Мы листики осенние, Дети покачивают листиками в руках над головой
На ветках мы сидим.
Дунул ветер- полетели. Бег в разных направлениях
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. Приседают
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Встаю, поднимают руки вверх, покачивают ими
Закружились, полетели Бег в разных направлениях
И на землю тихо сели. Возвращаются на свои места
2. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ
Рассматривание демонстрационной картины И. И. Левитана «Золотая Осень»
По вопросам педагога дети составляют описательный рассказ по картине:
– какое время года изобразил художник
– какие краски использовал
– почему художник назвал картины «Золотая осень», период золотой осени
– какие деревья растут в лесу
Педагог читает стихотворение Ю. Капотова: Листопад
Опавшей листвы разговор еле слышен:
– Мы с кленов… – С дуба…
– Мы с яблонь… – С березы…
– Мы с вязов… – С черемух
– Мы с вишен…
Везде листопад:
На пороге морозы!
Воспитатель предлагает детям составить гербарий, но не обычный (из настоящих листьев, а сделанный своими руками. Для этого педагог предлагает детям новый способ работы с бумагой- «катание шариков».
Вместе с детьми составляет алгоритм своих действий:
1. Взять любое понравившееся изображение листочков, назвать дерево, с которого они упали
2. Выбрать салфетки нужного цвета (цвет листочка дерева, ребенок объясняет свой выбор
3. Смачивать пальчики водой, отрывать небольшие кусочки салфетки, катать из них шарики
4. Выкладывать шариками поверхность листика
5. Когда поверхность листика будет заполнена шариками, каждый из них намазать клеем и приклеить к поверхности, немного придавливая.
Алгоритм выкладывается на доске, после чего дети приступают к работе
3. ИТОГИ
Педагог предлагает рассмотреть получившиеся работы. Любой ребенок может рассказать, как он поэтапно выполнял свою поделку. Оформляется альбом с гербарием
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Выбранный ведущий выходит на середину круг с корзиной и говорит: «Кленовый листок, лети в кузовок». Дети, которые изображали листочки клена (у них в руках кленовые листочки, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.
Осень к нам пришла, дети берутся за руки и идут по кругу
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, поднимают руки вверх и качают ими
С веточек листву сдувает.
Листья на ветру кружатся разбегаются в разные стороны, кружатся
И под ноги к нам ложатся и приседают
Ну а мы пойдем гулять
И листочки собирать! Опять собираются в кружок