Екатерина Лукьянчикова
Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений»
Е. Н. Лукьянчикова, воспитатель МБДОУ №83, г. Орла
В последние годы увеличилось число дошкольников с низким уровнем речевого развития. Это связано с социально-экономическим положением в обществе, которое часто не позволяет родителям уделять достаточно времени для всестороннего развития своих детей. Живое общение заменили игрушки, телевидение, компьютеры. Родители мало общаются с детьми, общение детей со сверстниками сведено к минимуму. Поэтому речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна, в ней присутствуют слова «паразиты», словарь дошкольника беден.
Публикация «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
«Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как основная образовательная область. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Одной из направлений речевого развития является словарная работа. Уровень развития речи в целом и словаря существенно влияет на успешность обучения в школе. На это указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина.
Слово – основная единица языка, и развитие речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Дошкольное детство является благоприятным периодом в накоплении знаний и формировании словарного запаса. Важным условием формирования словаря ребенка дошкольника является выбор педагогами эффективных и целесообразных методов, приёмов, и форм.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что развитие речи ребёнка дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОО. Решением данной проблемы мы видим в обогащении и активизации словаря ребенка старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений.
Работая в дошкольной организации, мы наблюдаем у наших воспитанников бедность словаря, аграмматизмы, нарушения коммуникативного акта, слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной сферы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Необходимо, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для этого нами были выделены следующие задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми необходимо, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Слово должно быть закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз.
Для решения поставленных задач нами была проведена работа с родителями. Им предлагались речевые игры, которые они могли бы использовать по дороге в детский сад и из него, а также применять их в различных ситуациях дома. Например, «Доскажи словечко», «Какой, какая, какое?», «Угадай кто это?» и т. п. Обновлялась и пополнялась предметно-пространственная игровая среда: художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки; дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры; иллюстрации: предметные и сюжетные картины, а так же игрушки в сюжетных зонах.
Нами был составлен перспективный план речевых игр и упражнений по активизации словаря в старшей группе. При разработке данного перспективного плана мы руководствовались требованиями Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика – Синтез, 2015г. Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла. Руководствовались «Программой развития речи дошкольника» О. С. Ушаковой – М. :ТЦ Сфера, 2017г.
Разработанный комплекс речевых игр и упражнений рассчитан на 1 учебный год. Указанные в перспективном плане игры и упражнения приводились как на занятиях, так и в режиме дня.
При их проведении использовался такой приём, как вопрос. Например, «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?». И т. п. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, мы не просто добивались воспроизведения знаний, а учили детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. При этом не спешили с оценкой ответа, предлагали детям подумать, обсудить, какой ответ правильнее. Давали возможность высказать свое мнение как можно большему количеству детей, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».
Так же для развития словаря использовались следующие виды заданий:
подбор синонимов к словосочетаниям. В процессе словарной работы дети встречались с таким явлением, как синонимия. Детям давались синонимы, понимание которых им уже доступно. Работа с ними способствовала пониманию разных значений многозначного слова, помогала вдумываться в смысл употребляемых слов и употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений. Для подбора синонимов предлагались словосочетания и предложения такие как, например: «Листик летит», «Бабочка летит». У детей спрашивали : «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Листик летит» - как сказать по-другому?» (Падает, кружится.) Ко второму словосочетанию такие ответы : «Порхает, парит».
Умение подбирать синонимы помогает детям точнее оформлять свои высказывания.
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира.
Специальные речевые ситуации достаточно эффективны в формировании умения подбирать синонимы и антонимы, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например, давалась следующая ситуация: «Если дует сильный ветер идёт дождь, небо затянуто тучами, то какими словами можно сказать про погоду, какая она?» (Холодная, дождливая, пасмурная). Затем даё тся противоположная ситуация: «Если нет ветра, небо голубое, светит солнце, тепло, то, как можно сказать про такую погоду, какая она?» (Безветренная, ясная, солнечная, тёплая). Подобные задания по продолжительности короткие и использовались на прогулке.
Выполнение таких заданий способствовало формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.
Для активизации глаголов задавались аналогичные вопросы, например: «С неба падают снежинки. А как сказать по-другому?» (Летят, кружатся, порхают, сыплются) и т. д.
Нами так же практиковались задания на составление предложений с отдельным словом для формирования умения употреблять слова. В начале предлагались многозначные слова разных частей речи : имена существительные, прилагательные, глаголы. Составляя словосочетания и предложения, дети обучались осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале предлагалось составить словосочетания и предложения из двух слов, например, со словом «мокрая» — «Мокрая трава», «Мокрая скамейка». Затем составлялись распространённые предложения с тем же словом : «Утром от росы мокрая трава» и др.
Использовали составление загадок самими детьми, что явилось эффективным методом активизации словаря. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Этому способствовали повседневные наблюдения, рассказы воспитателей, экскурсии. При этом в своей речи мы употребляли разного рода определения и вопросы.
Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении словарной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды позволяет нам выстроить эффективную работу по развитию речи воспитанников, обогатить и активизировать словарный запас детей. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, уметь сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, то есть в конечном итоге служит развитию связности речи, что помогает устанавливать содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
3. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.
4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2004. -288 с.
5. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Институт психотерапии, 2001. – 256 с.