Татьяна Столбовских
Презентация «Развитие связной речи детей с ОНР посредством «Стигис-театрализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей с ОНР посредством Стигис-театрализации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 14
ПЕР. ТОРГОВЫЙ, 3,с. Марьино, 352472, тел/факс (861) 405-15-14
Опыт работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР посредством «Стигис-театрализации»
Автор опыта:
Столбовских Татьяна Анатольевна
Публикация «Презентация „Развитие связной речи детей с ОНР посредством „Стигис-театрализации“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
воспитатель МБДОУ комбинированного
вида детский сад № 14
с. Марьино
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте….3
2. Технология опыта….10
3. Результативность опыта…14
4. Библиографический список…16
5. Приложение к опыту …. 19
Информация об опыте.
Автор опыта: Столбовских Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино
Тема опыта: «Развитие связной речи детей с ОНР посредством Стигис-театрализации».
Л. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющих общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Работая с воспитанниками, своей группы, я обратила внимание, что речь у большинства ребят односложная, состоящая из простых предложений. У детей наблюдается грамматически неправильное построение фраз, фонетико-фонематические нарушения, ограниченность словарного запаса, имеются нарушения внимания и словесно-логического мышления.
Формирование речевых навыков у детей важно развивать именно в дошкольном возрасте. Особо актуальными представляются пути нахождения новых форм речевого развития детей через все образовательные области, побуждая их творческие и мыслительные способности, используя новые технологии обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, отвечающей современным требованиям всестороннего развития детей дошкольного возраста, является, на мой взгляд, театрализованная деятельность, которая позволяет осуществлять личностный подход к детям, раскрывать их потенциальные возможности, формировать коммуникативные навыки. Возникшая проблема побудила меня поставить перед собой цель – развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, используя инновационное интерактивное панно «Стигисы». Конечно, практически в каждой группе детского сада представлены различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый театр, перчаточный театр, театр теней, декорации и костюмы. Но, особый интерес у меня вызвал игровой набор для детей «Стигисы», основой которого служат русские народные сказки. Нет ничего полезнее для развития речи, чем пересказ. Особенно когда сказка сопровождается наглядными действиями. «Стигисы-сказки» — это игра для развития детей от 1 до 7 лет. Созданная в технике фланелеграфа (фигурки на липучках легко прикрепляются в любом месте на игровом поле). «Стигисы-сказки» в форме детского кукольного театра и других игр развивают речь, мотори-ку, память, творческие способности ребенка. В частности, игра «Стигис» может быть удачно включена в совместную деятельность ребенка и взрослого. Преимущество ее состоит в том, что ребенок постепенно осваивает композицию сказки, которая легко выстраивается с помощью фигурок сказочных героев на панно. Взрослый сам может управлять процессом словесного творчества, постепенно передавая инициативу ребенку, позволяя ему выбирать героев, задавать сюжетную линию, распределять героев в пространстве, осуществлять диалоги. Простота взаимодействия с фигурками дает возможность ребенку не только проиграть нужный сюжет, но и изменить ход событий в сказке, ввести или убрать других сказочных персонажей. И в конечном итоге, самому научиться сочинять сказку. Ведь рассказывание сказок играет важную роль в подготовке ребенка к школе. Данное пособие развивает вербальный интеллект у ребенка, то есть умение выражать свои мысли словесно. И особенно это важно, для детей с ОНР.
Дошкольников с общим недоразвитием речи отличают : недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. Надо отметить, что игровой набор «Стигисы-сказки» открывает широкие возможности перед педагогом и родителями, использования его в логопедической работе, а именно, в коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, а также связной речи дошкольников. Кроме того, используя стигисы, можно играть в различные дидактические игры, которые нравятся детям и служат инструментом для развития интеллекта.
В нашей группе собрана библиотека добрых русских сказок, которые так нравятся детям. Книжки-малышки, сборники русских народных сказок, сказки народов мира, мультипликация. Именно знакомые и любимые сказки концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяют мне научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения).
Работа по развитию всех сторон речи детей через элементы
театрализованной деятельности проводилась не только на занятиях, но и в ходе совместной деятельности с детьми, а так же при создании условий для самостоятельной деятельности детей.
В основу моей работы легли следующие технологии и методики:
1. Доронова Т. Н. Развитие детей 4-7 лет в театрализованной
деятельности. - М. : ВАКО, 2014г.
2. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в
детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.
3. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. - М. : «Академия», 2000г.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : Синтез, 2002г.
5. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. О. А Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.
С целью выявления уровня сформированности связной речи каждого воспитанника группы было проведено диагностирование.
Данная диагностика проводилась в сентябре 2017года. В обследовании
участвовало 12 человек: 2 девочки и 10 мальчиков. При проверке начальных знаний была использована «Методика обследования речевого развития дошкольников» О. А. Скоролуповой. Обследование проводилось индивидуально и по определенному сценарию (Приложение 1).
Задания были направлены на то, чтобы узнать, умеют ли дети подбирать
к предмету эпитеты, действия, обстоятельства, синонимы; могут ли обобщать
и классифицировать предметы; составлять предложения со словом и
объяснять значение слов. Для наглядности использовалось пособие стигисы «Сказки».
Результаты диагностики показали:
5 детей - средний уровень (42%) развития связной речи
7 детей — низкий уровень 58% (Приложение 2)
После диагностирования детей, было проведено анкетирование
родителей, с целью выявить их отношение к развитию связной речи ребенка.
Мы получили следующие результаты:
1) Любимый жанр детей — сказка.
2) Практически всегда, по просьбе ребенка, родители читают ему книги.
3) Многие родители вовремя и после чтения обсуждают сказку с детьми, но,
к сожалению не всегда.
4) При ознакомлении со сказками большинство родителей используют ТВ, компьютер, планшет, телефон.
5) Все родители считают, что речь детей развивать необходимо, но не все ответили на вопрос «Почему?»
6) На вопрос «Как вы обогащаете словарный запас ребенка?» многие
родители ответили: читаем книги, обсуждаем жизненные ситуации, объясняем новые слова. Следовательно, многие родители уделяют внимание речи ребенка,
стараются обогащать его словарный запас, но о приёмах этой работы имеют
не большие представления.
Учитывая активность развития речи детей в дошкольном возрасте и
исходя из условий выявленных в результате диагностики и анкетирования
родителей, сформировалась следующая цель:
Развить речевые навыки детей, используя для этого русские народные сказки и интерактивное панно «Стигисы».
Для выполнения цели, поставили следующие задачи:
1) Обучение пересказыванию литературных произведений;
2) Обучать умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
З) Обучать умению составлять описание, повествование и рассуждение.
4) Обучать умению развивать сюжетную линию, соединяя части высказывания разными типами связей.
Работа по формированию связной речи детей проходила в несколько этапов. – Ознакомление со сказками.
- Воспроизведение сказки, составленной по демонстрируемому действию.
- Пересказ сказки с использованием панно Стигисы.
- Обыгрывание сказки с использованием панно Стигисы по ролям.
Дети знакомились с такими сказками, как:
- «Лиса и заяц» - «Заяц — хваста»
- «Бабушка, внучка да курочка»
- «Зимовье»
- «Лисичка сестричка и серый волк»
- «Маша и медведь»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Василисины сказки»
Для того чтобы заинтересовать ребенка, важно не только выбрать для
чтения интересную книгу, очень важно её правильно преподнести. Сказка, прочитанная воспитателем с использованием интерактивных средств таких как стигисы «Сказки», вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание произведения, поэтому все сказки читаешь или рассказываешь детям с использованием всех средств выразительности.
Сказка — прекрасный художественный материал для развития речи детей, за счет эпитетов, синонимов, обстоятельств.
Сказка расширяет словарный запас, влияет на развитие связной,
логической речи, поэтому мы с детьми учились пересказывать сказку по
наглядному пособию «Стигисы». Хорошо это получается, когда сказка была прочитана несколько раз. После этого дети они с удовольствием её
пересказывают и показывают сами с помощью интерактивного панно «Стигисы – сказки». Развитие речевой активности, быстроты мышления и воображения — это основная цель словесных игр, которые детям очень нравятся. На занятиях были использованы следующие словесные игры:
— «Из какой это сказки?»
— «А что потом?» (закреплять содержание сказки, развивать связную речь)
и другие.
На данном возрастном этапе для развития речи важно организовать
театрализованную деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы краски, звуки. Они учатся перевоплощаться в тот или иной образ: смеяться, когда смеются персонажи, грустить вместе с ними, подражать голосом и движениями, говорить слова героя, что важно для развития связной речи, для формирования словарного запаса детей. Разворачиваемые игры и драматизации требуют от исполнителей
импровизированных диалогов, монологов. Задача воспитателя состоит в
том, чтобы ребенок, отвечал на его вопрос, давал бы развернутые реплики.
Нашим достижениям можно считать тот факт, что театрализованные
игры на игровом панно «Стигисы» стали возникать в дальнейшем по инициативе самих детей. Более того, диалоги героев разыгрывались и в самостоятельных играх. Такие игры ценны, на наш взгляд, тем, что развивают не только речь, но и коммуникативные навыки, что очень важно.
Большое внимание уделялось индивидуальной работе. С теми детьми, у которых, в результате первоначальной диагностики, были низкие показатели, (описание сказочного героя, составление совместных рассказов с использованием развивающего набора «Стигисы»).
Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы в
игровой форме. Цель таких занятий — развивать речевые способности
каждого ребенка. Результаты не замедлили сказаться. Подтверждение тому -
поведение детей, отличающихся застенчивостью. Теперь они смелее брали на
себя роли в инсценировках, все меньше прибегали к помощи взрослого,
увереннее отвечали на занятиях, стали использовать больше различных слов
(глаголов, существительных, прилагательных) в своем лексиконе.
На протяжении всего времени велась работа с родителями. Было
проведено родительское собрание по теме: «Обогащение словаря детей
среднего дошкольного возраста». Для родителей были изготовлены папки- передвижки:
— «Словарь ребенка. Упражнения для обогащения словарного запаса детей»
— «Сказка — творческий потенциал обогащения словаря ребенка»
(приложение)
Дети с родителями сочиняли сказки по индивидуальному
заданию. Например:
— «Сочините сказку о том, как волк пошел искать друзей»;
— «Сочините сказку о том, как бельчонок убежал от мамы»;
— «Как заяц перехитрил лису».
Дети рисовали любимых сказочных героев. Все рисунки получились яркие и красочные. Выполняли аппликацию по сказкам. Таким образом, развитию речи детей уделялось большое внимание как при работе с детьми, так и с родителями. Реализовав поставленные задачи, я провела повторное наблюдение в
образовательной области «Речевое развитие», в конце учебного года и получила следующие результаты:
у 9 (80,9%) воспитанников показатель сформирован,
3 (19,1%) воспитанников показатель на уровне формирования. Так же вырос уровень коммуникативных взаимоотношений в группе, творческий
потенциал и познавательный интерес наших ребят.
Подводя итог, своей работы хочется отметить, что влияние
театрализованной деятельности на развитие речи доказывает свою
эффективность. Средствами театрализованной деятельности можно решать
многие задачи программы речевого развития и, наряду с основными
методами и приёмами развития речи детей, можно и нужно использовать
эффективность. Средствами театрализованной деятельности можно решать
многие задачи программы речевого развития и, наряду с основными
методами и приёмами развития речи детей, можно и нужно использовать инновационные игровые разработки, такие как «Стигисы» в работе с детьми дошкольного возраста.
Литература
1. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педобщество, 2003. - 240с.
2. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006 - 420 с.
3. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. - СПб. : Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
4. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.
6. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения / В. С. Грехнев. - М. : Просв., 2000 - 197с.
7. Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. - М. : Знание, 1980. - 137 с.
8. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова - М. : Просвещение, 2004. - 98с.
9. Запорожец, А. В. Психология / А. В. Запорожец - М. : Сфера, 2001. - 228 с.
10. Зубарева, Н. С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения / Н. С. Зубарева // Теория и практика развивающего обучения. - М. : Гном, 2001. - 354с.
11. Ильин, Е. Н. Искусство общения / Е. Н. Ильин. - М. : Педагогика, 2002. - 187 с. г.
12. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А. Г. Исмагилова. - М. : Знание, 2009. - 96 с.
13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 412 с.
14. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1985. - 214 с.
15. Лисина, Т. В., Морозова Г. В. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Т. В. Лисина, Г. В. Морозова – М. : ТЦ Сфера. - 2015. -128с.
16. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 2004. - 300с.