Людмила Евгеньевна
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс).
Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, уровень здоровья, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» размещена в разделах
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования, отсутствие родителей в течении двух, трёх часов, постоянный контакт с другими детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как: капризы, страхи, отказ от еды. Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т. к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная.
Одним из главных условий создания благоприятного климата в группе и обеспечения детям успешной адаптации является развивающая среда группы. Находясь в глубоком стрессовом состоянии, ребенок не способен сам ориентироваться в окружающей среде. Его пугает достаточно большое пространство групповой комнаты, настораживает обилие дверей, больших окон. Поэтому пространство группы разделено на небольшие игровые зоны, в которых дети чувствуют себя комфортно. 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. Педагог для детей раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову. В группе создан «Уголок уединения», где ребенок может побыть один, поиграть и отдохнуть. В любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя, он может взять карандаши и бумагу и порисовать в уголке творчества, уголок «Ряженья» (для одевания на себя одежды, кухня (для игровых действий, игры с куклами) и т. д.
Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Поэтому начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Воспитатель регулярно проводит встречи с родителями на которые приглашает и других специалистов медицинских работников, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя которые подробно отвечает на интересующие родителей вопросы.
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы! Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом! Подготовьте к садику себя. И еще один очень важный момент, про который, тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами!
Павлова Л. Н. Раннее детство : предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М. : Центр «Школьная книга», 2004
Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.