Светлана Бабурова
Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Разработали:
Бабурова С. В воспитатель
Публикация «Педагогический проект „Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цитата по теме:
Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания педагога и родителей, детского сада и семьи – невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства.
В. А. Сухомлинский
Проблема:
Детство — годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны. В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений. Рождение ребенка – всегда чудо и огромное счастье. Ребенок дошкольного возраста еще не научился управлять ходом своего познания и развития. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Важно помнить: чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы не рассказывали им, что бы мы не развивали в них, всегда и везде интенсивно, помимо нашей воли идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и способности: на созидание или на расточительство и разрушение. Благодаря реализации данного проекта будут найдены пути по облегчению адаптации детей к детскому саду. И как закономерный итог сохранение и укрепление здоровья детей, залог здоровья будущего общества.
Тема проекта:
«Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Актуальность:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.
Цель:
создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада
Задачи проекта:
- создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Новизна проекта
Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования с 01.08. 2018 - 01.10.2018 года
Материал и техническое оборудование:
Подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, сюжетно-ролевых, подвижных игр, анкеты, памятки, буклеты.
Участники проекта:
1. Дети и родители первой младшей группы (1.5 -3 лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В
3. Медсестра: Алтухова. А. М
Вид проекта:
фронтальный, социальный, краткосрочный. (2 месяца)
Тип проекта…
Практико- ориентировочный
Методы:
наглядный, игровой, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-чтение стихов, рассказов по теме
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
- выставка художественной литературы
-консультации для родителей;
- Экскурсия родителей по ДОУ.
- Праздник «День знаний»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
Заключение договора с родителями;
Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
Анкета для родителей
Карта наблюдения
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду»,
Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад»;
Папка-раскладушка «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»;
https://6820.maam.ru/maps/abc/6820_138.html
Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Наоборот», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш» «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»; «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад»
Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении». «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой» «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий»; «Зайка серенький сидит», «Карусель»
Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»; «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»; «Наблюдение за водой «Льется из крана водичка» «Лиса и заяц», «Иди ко мне»
массаж «Грибной дождь»;
Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»; А. Барто «Зайка» цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки», русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;
Релаксация «Мячики отдыхают»; «Мышки отдыхают»;
Пальчиковые игры «Пальчики», «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье» «Этот пальчик», «Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»
Привлечение родителей к обустройству участка
Игра-забава «Поймай пузырь».
Песенка «Ладушки - ладошки»
Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку» «Помощники» «Вымой руки»;
Опыты и эксперименты «Тонет - не тонет», «Узнай какая вода»
Рисование «Лучика для солнышка», «Зернышки для петушка», Травка на лугу»,
настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок;
Родительское собрание «Адаптационный период».
Праздник «День знаний»
В ходе реализации проекта «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
- Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Список литературы:
- «Рабочая программа подготовительной логопедической группы МБДОУ №6 города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, разработана в соответствии с Образовательной программой учреждения на 2018-2019г». воспитателем Бабуровой. С. В., высшей квалификационной категории.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.
- Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.
- Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
- Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. — Дошкольное воспитание №8, 2005
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.
- Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68