Мария Белозерова
«Знакомство дошкольников с ЗПР с детскими писателями как средство формирования интереса к посещению библиотеки»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее важных задач знакомства дошкольников с ЗПР с художественной литературой является формирование интереса и любви к книге, стремления к коммуникации с ней, способности слушать и осмысливать художественный текст, то есть всего того, что служит базой для формирования литературно образованного индивида.
Публикация «„Знакомство дошкольников с ЗПР с детскими писателями как средство формирования интереса к посещению библиотеки“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность исследования вопроса литературного образования детей дошкольного возраста с ЗПР сегодня связана с тем, что достаточно часто знакомство детей данной категории с произведениями художественной литературы осуществляется через телевизор и интернет. В последние годы отмечается снижение интереса к книге не только у детей, но и у взрослых, в результате этого наблюдается процесс деградации у дошкольников как личности. С возникноением и последующим развитием телевидения, компьютеров и других информационно-коммуникационных новшеств огромный поток сведений с безмерной силой обрушился на индивида. Дети осваивают азы компютера намного раньше, чем обучаются процессу чтения, достаточно легко ориентируются в клавиатуре лучше, чем в содержании книги. В результате этого, воспитателей дошкольных образовательных учреждений волнует проблема правильной организации педагогического процесса по формированию и развитию творческого начала в восприятии книги детей дошкольного возраста с ЗПР, обогащению культурного и духовного уровня детей данного возраста.
В общей системе формирования личности подрастающего поколения проблема о специфике восприятия книги дошкольниками является одним из злободневных вопросов в психологических и педагогических исследованиях в настоящее время. Основным фактором отношения ребенка к книге и параметром ее оценки является наличие либо отсутствие у ребенка интереса к процесса чтению художественного произведения.
Литература воздействует на развитие нравственных ценностей, чувств, принципов и оценок, норм поведения в социуме, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Художественные произведения воздействуют на формирование речи детей дошкольного возраста с ЗПР, предоставляют эталоны русского литературного языка, пополняют лексику детей данной категории новыми словами, поэтическим словарным запасом, различными образными выражениями. Литература способствует у ребенка изложению своих мыслей, своего отношения к прослушанному тексту, применяя при этом готовые речевые формы, оладевая изобразительно-речевыми средствами. Кроме того, литература содействует формированию художественного восприятия литературного текста.
Для реализации задач гармоничного формирования и воспитания дошкольников с ЗПР средствами художественной литературы, развития личности детей данной категории, их эстетического формирования крайне важен верный отбор художественных произведений. Следует отметить, что отбор книг для детского чтения является одной из сложнейших проблем дошкольной педагогики. Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения обязательно должны войти в него – все эти вопросы издавна считались и считаются по сей день дискуссионными. Ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь здесь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней или равнодушие. Хорошая книга вводит детей дошкольного возраста с ЗПР в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном.
Литературные произведения должны нести познавательные, нравственные и эстетические функции. Кроме того, художественная литература воспитывает у дошкольников с ЗПР взгляды, представления, чувства, характер, пробуждает любовь к прекрасному, призывает к добру, воспевает красоту и богатство родной земли, погружает в стихию родной речи. Постепенно дети дошкольного возраста с ЗПР переходят к собственному художественному отношению к искусству, литературе и жанрам. Этим требованиям особенно отвечает художественная литература о природе, анималистическая проза.
Рассматривая круг книг для детского чтения, можно сказать, что в него входят произведения таких известных писателей как Б. С. Житкова, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, Е. И. Чарушина, М. М. Пришвина и многих других. Работы этих авторов помогают понять, проникнуть, почувствовать мир живой и неживой природы, пробуждают гуманные эмоции – дружеское понимание, сочувствие, участие, привязанность, нежность, заботу о слабых, покровительство и помощь беззащитным, воспитывают активное действенное отношение к природе.
Современные психолого-педагогические исследования предлагают различное множество концепций восприятия дошкольниками художественной литературы. Авторами этих работ являются такие известные ученые, как Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, А. В. Запорожец, Т. А. Репина, П. Я. Панкратова, А. В. Пименова и др. Многие их разработки, положения нашли свое отражение и применение в новых вариативных программах для дошкольных образовательных организаций, в которых авторы обозначают актуальность проблемы в том, что эстетическое восприятие художественной литературы является главным достижением в развитии личности ребенка.
Перед детским садом стоит сложная, но увлекательная задача – заложить в детях семена любви, интереса и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка необходимо ввести его в волшебный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских и зарубежных классиков и лучшими книгами детских поэтов и писателей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу дети постигают внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы. Художественная литература способствует обогащению эмоций детей. Прослушивая произведения, дети сочувствуют героям, переживают вместе с ними их приключения, невзгоды и победы. Они возмущаются отрицательными персонажами и их поступками. Произведения художественной литературы развивают воображение: увлекательные живые образы вызывают у маленьких слушателей яркие конкретные представления и переносят их самих в эти произведения. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову крайне ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Со старшими дошкольниками важно проводить работу по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Педагог, читая рассказ или рассказывая сказку, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед и обсуждений знакомит с интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения иллюстраций. Вследствие чего, у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, усиливается восприятие литературных произведений, развиваются творческие способности.
Чтобы не ограничиваться знакомством с творчеством писателей на логопедических занятиях используют компьютерные презентации в течение учебного года. Каждую неделю в логопедической группе определенная лексическая тема, и по каждой теме показывается стихотворение (произведение) детских писателей: Я. Тувим – «Овощи», К. И. Чуковский «Ежики», Заходер «Мохнатая азбука», И. Токмакова «Деревья в стихах», В. Бианки «Мастера без топора», В. Степанов «Птицы в стихах», Ю. Энтин «О многих шестиногих», А. С. Пушкин «Зимнее утро», С. Баруздин «Сказка о трамвае», В. Степанов «Назови профессию», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», М. Дружинина «Что на нашей улице», В. Пальчинскайте «Гороховый домик», С. Михалков «Сладкоежки», Д. Хармс, С. Маршак «Стихи про кошек», Тютчев «Весенняя гроза» и др.
Родители логопедической группы всегда знают, что изучают их дети в эту неделю. Примером тому является оформление стенда для родителей: лексическая тема с заданиями меняется каждую неделю, а консультация каждые две недели. Не составило исключение и знакомство с творчеством детских писателей С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского. В мае мы знакомим детей с творчеством и произведениями этих писателей. Были подобраны компьютерные презентации: С. Я. Маршак – «Багаж», «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Где обедал воробей?», А. Л. Барто – «Я выросла», «До десятка счет», «Дело было в январе», «Погремушка», «Игрушки», К. И. Чуковский – «Тараканище», «Телефон», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Путаница», С. В. Михалков – «Лесная академия», «Котята»
Учитывая, что логопедическую группу в детском саду посещают дети с ЗПР, а преодоление речевого недоразвития как правило имеет сложную и длительную динамику, то применение в работе компьютерных технологий позволяет повысить эффективность коррекционного обучения на занятиях. В детском саду воспитанники логопедической группы активные участники не только конкурса чтецов, но и других мероприятий.
Первостепенную роль в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста играет деятельность дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к литературе, так как процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве посредством общих усилий педагогов и родителей.
Книги дают дошкольникам с ЗПР интеллектуальное и эмоциональное развитие, развитие языка, социальное и образовательное развитие, влияние на социализацию личности; Необходимо предоставить возможность детям развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки, оспитателей и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
После проведенных занятий по ознакомлению дошкольников с ЗПР с детскими писателями, они спешат посетить библиотеку, что вызывает у детей данной категории огромное число положительных эмоций. На сегодняшний день в библиотеке для детей дошкольного возраста имеется большое количество экземпляров книг. Одни дети дошкольного возраста с ЗПР могут самостоятельно приходить и выбирать себе книги, другие же - приходят вместе с родителями, бабушками и старшими сестрами и братьями.
В библиотеке дети дошкольного возраста с ЗПР знакомятся с сотрудниками библиотеки, с помещением, с книгами. Сотрудники библиотеки подготовливают для дошкольников интересные рассказы (к примеру, на тему: «С. Я. Маршак – детский писатель», устраивают выставку книг детксих писателей, показывают мультипликационные фильм по произведению детских писателей. Дошкольникам с ЗПР очень нравится посещать библиотеку.
Прощаясь с сотрудниками библиотеки, дошкольники данной категории обещают обязательно вернуться сюда с родителями, записаться в библиотеку и стать ее постоянными читателями. Приходя в библиотеку, ребенок попадает в особое пространство духовности. Оно для него привлекательно и ненавязчиво предлагает свои правила, которые постепенно становятся нормой жизни – жизни культурного человека.
Основной результат проведенной работы заключается в том, что несмотря на засилье видеотехники, дети дошкольного возраста с ЗПР не потеряют интереса к книге: они любят ее, читают, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями. Есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.