МААМ-картинки

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников

Елена Торутанова
Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников

В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность» стоят следующие задачи:

Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную).

В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.

Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.

Публикация «Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников» размещена в разделах

Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального

и группового характера.

В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.

Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

В Стандарте уделяется место работе с семьей по организации совместной проектной деятельности. Это очень помогает работать в «команде», развиваются доверительные, партнерские отношения. Ребенок еще не может самостоятельно добывать информацию об интересующих его предметах или явлениях, поэтому без помощи взрослых ему не обойтись.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса занятий, направленных на активизацию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-экспериментальной деятельности. Поэтому, работа по организации познавательно-исследовательской деятельности в нашей группе проходит в тесном сотрудничестве и сотворчестве воспитателей, детей и родителей, а также специалистов детского сада. Широко используем сетевое интернет-сообщество, обмениваемся друг с другом необходимой информацией.

Тему проекта, его форму и подробный план действия разрабатываем коллективно. На этапе разработки содержания образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, продумаем и организовываем в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.

С целью развития проектной деятельности в группе создаваем открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие

и поощряет его. Выделяем время для проектной деятельности, создаем условия для презентации проектов.

Для развития проектной деятельности :

• создаем проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

стараемся быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

• предлагаем детям самим выдвигать проектные решения;

• помогаем детям планировать свою деятельность при выполнении

своего замысла;

• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживаем их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

• помогаем детям сравнивать предложенные ими варианты решений,

аргументировать выбор варианта.

2.1. Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

С целью развития проектной деятельности в группе создаем открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, предлагаем им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Следует отметить, что Стандарт ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделено познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В нашей группе проходила большая работа по исследовательскому проекту «Все про соль», идеей начала исследования послужила обычная загадка, ответа на которую дети не знали. Они очень удивились, узнав, что загадка была про соль. У воспитанников возникло желание узнать как можно больше про соль. Составили план поисковой работы. Распределили задания среди ребят по поиску информации в разных направлениях, уточнили, где и как модно найти нужную информацию попросили родителей включиться в работу. Работа над проектом проходила во всех направлениях: в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, а так же в интеграции с другими образовательными областями.

Работая над проектом «Все про соль», в книжном уголке сделали выставку энциклопедий, сказок про соль, создали альбом с иллюстрациями о разных видах соли, сюжетные картинки из истории использования соли человеком. Создали альбом «Пословицы и поговорки про соль», собрали чудесную коллекцию соли, сувениров из соли. Оформили дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь». Предоставили место для детского экспериментирования, материалы для работы, фартуки, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые тарелочки, салфетки, стаканчики, клеенки и другие материалы. Эксперименты и исследования проходили на только в группе, но и в зимнем саду детского сада, на участке.

В приемной выставляли выставку фотографий семейного отдыха в Соль-Илецке, на море, приносили фотографии с соляных комнат, которые посещали дети. Организовывали выставку рисунков на тему «Соль – друг», «Соль – враг». Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на море», «Больница», где лечебным средством была волшебница-соль, «Добыча каменной соли в шахтах» (в песочнице).

Зимой на участке проводили эксперимент «Соль растапливает лед», ходили за пределы детского сада, чтобы рассмотреть через увеличительное стекло реагент, которым посыпают тропинки и дороги (Песок и соль). Делали презентации о добыче соли, ее лечебных свойствах, а также о ее вреде для здоровья. Привлекали медсестру нашего детского сада, которая рассказывала детям о пользе солевого полоскания горла. Привлекали эколога для проведения совместной деятельности с детьми в Зимнем саду.

Конечно же, родители были нашими помощниками. Они с удовольствием откликнулись на призыв собрать коллекцию соли, приносили сувениры из соли, привезенные из поездок. Распечатывали интересные картинки из истории соли, ее добычи. Детям и родителям давали задание изготовить поделки, аппликации из соли, а затем организовывали выставки.

Отрадно, сто родители и дети все это выполняли с интересом и желанием.

Воспитатели направляли и координировали работу родителей и детей, рекомендовали им, где можно найти материал по теме.

Результатом работы стала защита проекта. Ребята участвовали в конкурсе детского сада «Горизонты открытий, где наш проект занял 1 место. Затем Ильясов Ильсаф защитил свой проект «Все про соль» на региональном конкурсе «Мой проект» в г. Ульяновске на базе детского сада «Волгарик» и занял 3 место. На базе нашего детского сада проходил семинар на тему: «Детские исследовательские проекты как метод изучения, исследования окружающего мира». Ребята нашей группы представили два проекта «Почему в хлебе дырочки?» (Герасимова Марьям, «Все про соль» (Ильясов Ильсаф). Ребята выступили с защитой проектов перед родителями детей группы на заседании родительского клуба «Наши дети». Именно здесь была дана оценка социальной значимости проектов. Объяснили зачем, для кого и для чего были созданы проекты и зачем они нужны.

Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, Проектная деятельность является эффективным средством развития интереса к окружающему. Именно делает детей социально адаптированными к окружающей действительности, помогает ребятам перейти на следующую ступень – переходу к обучению в школе. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

2.2. Диагностика знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в области экспериментирования.

Диагностика обучающихся проводилась в соответствии с:

- письмом Министерства образования РФ № 7023 – 16 от 07.04.1999 год «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

- приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);

-приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Цель:

- выявление уровня развития знаний и умений дошкольников

- индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение образовательной траектории его развития);

- оптимизация работы с группой детей.

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)

Нами была проведена соответствующая диагностическая процедура.

Диагностика проводилась на базе Цильнинского детского сада «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район Ульяновской области.

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа

Количество испытуемых: 26 человек.

Дата проведения мониторинга начало года - 20. 09. 2015 г., конец года – 20. 05 2016 г.

Для мониторинга использовали диагностический материал, разработанный творческой группой детского сада на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая предлагает в ОО «Познавательное развитие». В область входят следующие разделы:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Так как работа нацелена на развитие интереса старших дошкольников к окружающему, раздел ФЭМП не учитывали.

Вопросы, составляющие основу опросника

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

1. Владеет обобщенными способами исследования объектов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий

2. Самостоятельно действует в соответствии с предлагаемым алгоритмом

3. Развита мелкая моторика рук в разнообразных видах деятельности.

4. Принимает активное участие во всех типах проектов

5. Уделяет внимание анализу эффективности источников информации

«Ознакомление с предметным окружением»

1. Имеет представления о некоторых признаках предметов окружающего мира

2. Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей

3. Знает о своей семье

«Ознакомление с социальным миром»

1. Имеет представление о ближайшем социальном окружении (детский сад, школа и библиотека и пр.)

2. Знает герб, флаг, Гимн России, называет главный город страны, имеет представление о родном крае, его достопримечательностях

3. Знает семейные праздники и традиции, некоторые государственные праздники

«Ознакомление с миром природы»

1. Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы и т. д.) и имеет представления об их взаимодействии с человеком

2. Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений

3. Знает правила поведения на природе и соблюдает их

4. Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями

Сформирован уровень знаний и умений:

показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д. - 3 балла.

Находится в стадии формирования: означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д. - 2 балла

Не сформированы знания и умения: что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер – 1 балл.

Результаты проведенного мониторинга целесообразно представить в виде сводной таблицы (Приложение 2)

Сравнительная гистограмма по познавательному развитию на 2015-2016 учебный год

Выводы. К концу года сравнительный анализ показал, что на начало года у большинства детей уровень знаний и умений находился в стадии формирования: 18 детей, что составляет 69%, лишь у 8 детей, что составляет 31% уровень знаний по ОО «Познавательное развитие» по разделам «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы» был сформирован.

К концу года в результате проектной, исследовательской деятельности, значительно повысился уровень сформированности умений и знаний. Показатель сформированности устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности : у 16 детей, что составляет 61%, лишь 10 детей еще находятся на стадии формирования знаний и умений, что составляет 39%.Это значит, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка. По-прежнему нет детей с несформированным уровнем знаний и умений.

Достигнутые результаты:

Благодаря тому, что в группе были созданы условия для познавательного развития дошкольников старшего возраста через использование опытно – экспериментальной деятельности получили следующие результаты:

дети способны познавать предметы и явления окружающего мира с помощью простого экспериментирования.

у старших дошкольников сформировать умение правильно использовать материалы и оборудование творческой лаборатории для проведения опытов.

могут предвидеть результат предстоящего детского экспериментирования.

у дошкольников достаточно развито логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

Сформирована потребность познавать новое, неизвестное.

Экспериментирования помогли повысить познавательную активность старших дошкольников, сформировать у них стойкий интерес к познанию нового и неизведанного.

Таким образом, можно сделать выводы, что после проведения целенаправленной работы с целью развития интереса к окружающему у детей подготовительной к школе группе наблюдается положительная динамика в ОО «Познавательное развитие».

Заключение.

У ребенка нужно развивать мотивацию завоевания успеха и, наоборот, необходимо снижать желание избегать неудач. Ребенку нужно вырасти человеком, уверенным в себе, способным развивать свои личностные и нравственные достижения. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Подготовка к дальнейшему обучению должна выполняться с помощью знаний фундаментальных теорий познавательной деятельности ребенка. Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в грамотной опеке педагогов. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы. Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет сформировать у них опыт познавательной деятельности при соблюдении определенных педагогических условий:

– учитывать содержание и форму организации познавательной деятельности, проектирующие определенный тип мышления и сознания детей старшего дошкольного возраста;

– представлять исследуемый материал, как нечто необычное, новое, контрастное, что входит в противоречие с определенными представлениями старших дошкольников;

– использовать разновидности познавательной деятельности (моделирование, исследование, экспериментирование, проектирование, разнообразные интерактивные формы организации деятельности, с учетом механизмов индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;

– сохранять ведущую роль педагога, в ситуации, что у детей должно оставаться чувство, что проблема и способы ее решения избраны ими самостоятельно;

– использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие проектно-экспериментальной деятельности детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение.

Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей Здравствуйте, коллеги. Слайд [2] В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исследовательская работа «Картина как средство развития связной речи старших дошкольников» Исследование связной речи старших дошкольников «констатирующий эксперимент». Экспериментальное исследование проводилось в старшей возрастной.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры — как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Конспект ОД «Детская журналистика, как средство речевого развития старших дошкольников. Детский телеканал СГ-3» Цель: Способствовать познавательному развитию, речевому развитию, социализации детей в обществе - их активному общению со сверстниками и.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Логико — математические игры важное средство дляумственного развития старших дошкольников Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эк-вивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает.

Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» Выбирая тему по самообразованию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 10:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Торутанова (УИ 224017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД