Елена Давыдова
Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Публикация «Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей ДОУ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Художественная деятельность – благотворная почва для всестороннего развития личности. В результате формируются воображение, художественный вкус. Художественная деятельность помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо создавать условия для развития детского художественного творчества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник :
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразными материалами;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Цель: развивать творческие способности детей в продуктивной (художественной) деятельности
Задачи:
* совершенствовать и углублять изобразительные навыки;
* способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка используя в работе различные техники изобразительного искусства;
* обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
* подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
* воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
* развивать мелкую моторики рук и тактильное восприятия;
* формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. Работа начинается постепенно, как принято «от простого к сложному», по китайской пословице «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму!»
Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов и деталей нужной формы, новизна способа, как фактор удержания внимания. В связи с этим, я разработала цикл занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которые учитывали бы особенности детей и способствовали более результативному развитию.
Непосредственная образовательная деятельность
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности
"Пальцеграфия"
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.
пластилинография
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.) Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Тематическое рисование с обрывной бумаги и скатывание ваты
Аппликация - интереснейший вид творчества, особенно для детей, которые любят создавать детские поделки своими руками. А так как за окном почти зима, то и аппликация должна быть мягкой и пушистой, как зимний снег. За основу, вместо бумаги, возьмите вату, она как раз напоминает снег, и руки не замёрзнут. Вата - хороший материал для объёмной зимней аппликации и других поделок.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ,ВОСПИТАТЕЛЯМИ.
Главными помощниками в развитии творческих способностей являются родители.
Развивать творческие способности возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагогов, родителей и самого ребёнка.
В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить «правила взрослого поведения».
Поэтому я, совместно со старшим воспитателем ДОУ, разработали план кружка для родителей детей группы «Студийные встречи «Говорушечки»». Этот кружок создан для обучения родителей играм с детьми по развитию речи, занятиям совместной художественной деятельностью, созданию игрушек для детей (что тоже способствует развитию речи).
РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ
Мастер – класс можно использовать для детей старшего дошкольного возраста, школьного возраста, педагогов и родителей.
Цель: учить детей рисовать свечой, передавая фактуру и свойства предметов, развивать творческие способности, формировать эстетический вкус.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Перспектива:
Мы продолжим работу по теме «Развитие творческих способностей детей в продуктивной (художественной) деятельности», но уже сейчас можно уверенно сказать об успехах. Родители рассказывают, как дети дома стараются самостоятельно или привлекая взрослых создавать изображения (как делали в детском саду, при этом объясняют, что и как нужно делать. Родители стали активнее участвовать в разных видах творческой деятельности группы, дома чаще заниматься и играть с детьми.
Главное для педагогов и родителей – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.