Екатерина Вихрова
Конспект занятия «В гостях у сказки» Знакомство детей с библиографическими знаниями и писателями сказочниками.
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Познакомить детей с библиотекой, дать основы библиографических знаний, рассказать о том, какой книга была в древности, какие бывают сейчас. Формировать представление о писателях сказочниках и их произведениях. Активизировать словарь. Развивать связную речь, произвольное внимание, мышление, общую моторику. Воспитывать бережное отношение к книге, любознательность.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у сказки“ Знакомство детей с библиографическими знаниями и писателями сказочниками,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Словарная работа: абонемент, читальный зал, библиотекарь, обложка, формуляр, страницы, писатель, добро, сказочник, рассказывать, сдавать, печатать, сочинять, народная, волшебная, добрый, умная.
Оборудование: выставка детских книг.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь книг! У вас дома есть книги? ( Есть: сказки, рассказы).
-А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять? (Книгу можно купить в книжном магазине, попросить у друга).
-Я открою вам секрет: есть такой дом, где живёт много книг, там их можно взять почитать и вернуть обратно. Дом этот называется библиотекой. Вы хотели бы побывать в библиотеке? (Дети идут в библиотеку, там их встречает Королева книг – воспитатель с эмблемой книги и короной на голове).
II.Основная часть.
1. Знакомство с библиотекой, сказками.
Здравствуйте, ребята!
Как летать с Земли до звёзд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает книга – ценный дар!
-Я – Королева книг. Приглашаю вас в мою волшебную страну – Читалию, то есть в детскую библиотеку. Сначала мы попадем в первый город Читалии, который называется Абонемент. Трудное и непонятное название. Что оно обозначает, я объясню. Посмотрите, сколько здесь красочных книжек. И все они стоят в определенном порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе написано : «Про пернатых и косматых». Как думаете, о ком эти книги? (Эти книги о птицах и животных).
-А вот – «Про седую старину, про героев и войну». О чем эти книги? (О войне и их героях).
- Ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок!» На этой книжной выставке представлены разные сказки. Какие сказки вы знаете? (Русские народные сказки, сказки русских писателей и сказки зарубежных писателей).
-Почему сказки называют русскими народными? (Потому что у них нет автора, их придумал народ).
-Какие русские народные сказки вы знаете? («Гуси – лебеди», «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Три медведя»)
-Каких русских писателей вы знаете, назовите сказки, которые они написали? (А. С. Пушкин – «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». К. И. Чуковский – «Мойдодыр», «Украденное солнце», Айболит». С. Я. Маршак – «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый», «Детки в клетке». А. Н. Толстой – «Приключение Буратино». Э. К. Успенский – «Дядя Фёдор», «Приключение Крокодила Гены»).
-Назовите сказки зарубежных писателей. (Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах». Братья Гримм «Горшок каши», «Бременские музыканты», «Ёж и заяц». Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине»). -С каких слов начинаются сказки? Какими словами заканчиваются? Чему учат сказки?
-Героями многих сказок являются животные и все они чем – то хвастаются. Хотите узнать, как они хвалятся?
2. Физминутка: Тень - тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса: «Всему лесу я краса!».
Похвалялся зайка: «Ну - ка, догоняйка».
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!».
Похвалялись блохи: «И у нас не плохи».
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!».
Похвалялася коза: «Всем я выколю глаза!».
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
-Вот какие хвастливые животные живут в сказках. В городе Абонемент книги выдаются на дом на пять дней. В дни, когда книга придет к вам в гости, вы можете рассматривать картинки, читать с родителями, рисовать иллюстрации в своих альбомах. Но в определенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим детям. Чтобы записаться в библиотеку, с вами должны прийти родители. На каждого человека заводится карточка (формуляр, где указывается ваша фамилия, имя, адрес, как зовут ваших родителей.
Появляется книга: (ребёнок, заранее подготовленный, в руках у него испачканная, потрепанная книга; плачет).
-Почему ты плачешь? Я и книжка «Сказки» вместе стояли на полке, дружили. Но попала она в руки мальчишке, который обращался с ней очень плохо, небрежно, неаккуратно. Посмотрите, во что она превратилась. Страницы вырваны, на иллюстрациях грязные пятна. Она погибает…
-Ребята, что же делать? (Нужно книгу полечить).
-Верно, мы полечим эту книгу, приведем её в порядок, и она снова будет радовать ребят своими сказками. А вы, знаете, как нужно обращаться с книгами? Я вам подскажу:
-Нельзя брать книгу грязными руками: она будет испытывать стыд, если окажется в пятнах.
-Не перегибайте переплет у книги: книга может потерять самые интересные страницы.
-Книга любит чистоту, но боится воды, защищайте её от дождя и снега.
-Не рисуйте на их страницах: вашим друзьям будет трудно их читать.
- А если нечаянно порвали, тогда отремонтируйте. И берегите их!
-Сейчас мы отправимся в следующий город страны Читалии, который называется Читальный зал. Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке, потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать,
Фантазировать, мечтать…
-Какие бывают книги? (Книжки – малышки, книжки – раскладушки, книжки – перевёртыши, книги – великаны (показываю детям эти книжки).
-А знаете ли вы, какой была первая книга? Книги существуют уже несколько тысяч лет. Но в глубокой древности выглядели они совсем иначе. В древности писали на стенах пещер, на скалах, костях, листьях деревьев, коже, шкурах животных – пергаменте. А вот самый удобный материал – бумага появилась в Китае две тысячи лет назад. Вначале книги писались от руки, были рукописными. Современная книга выглядит иначе: с обложкой, листами и страницами. В читальном зале, взяв любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с любыми сказочными героями. С какими героями вы встретитесь, узнаете, ответив на мои вопросы.
2. Викторина по сказкам.
1. Как звали девочку, которую дед с бабой вылепили из снега? (Снегурочка).
2. Какие волосы были у Мальвины? (Голубыми).
3. В кого превратился Гадкий утенок? (В белого лебедя).
4. Кто доставил Айболита в Африку? (Айболита в Африку доставил орел).
5. Кто произносил эти слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи?» (Царица).
6. Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожки).
7. Где спрятался седьмой козленок в сказке «Волк и семеро козлят?» (В печке).
8. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши? (Ласточка).
9. Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению?» (Емеля).
-Молодцы, ребята, справились с заданием! Хорошо знаете русские народные сказки, сказки русских писателей и сказки зарубежных писателей. Вам, наверное, много читают родители, воспитатели.
III.Заключительная часть
Итог. Вам понравилось наше путешествие? Кто желает записаться в библиотеку, милости просим с родителями. Здесь вас ждут интересные книги, а значит, знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых встреч!