Елена Ладыгина
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. (Н. К. Смирнов)
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего возраста» размещена в разделах
Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей.
Цели здоровьесберегающих технологий :
o обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
o сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни,
o научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Принципы здоровьесберегающих технологий – это системность и последовательность всестороннего и гармоничного развития личности, принцип сознательности, активности и непрерывности здоровьесберегающего процесса, учет доступности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Методы здоровьесберегающих технологий : фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, индивидуальные занятия.
Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
Организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
Организация культурного творчества;
Оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми пособиями.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
O медико-профилактические;
O физкультурно-оздоровительные;
O технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
O здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
O валеологического просвещения родителей;
O здоровьесберегающие образовательные технологии,
O коррекционные,
O спортивно-досуговые,
O экологические и др.
В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях) :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в младшей группе
Динамические паузы проводятся во время занятий 2-5 мин. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастика и других в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате и подбираются в соответствии с возрастом ребенка.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, кровообращение. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом
Технологии обучения здоровому образу жизни в младшей группе
Утренняя гимнастика ежедневно 6-8 минут. У детей формируются ритмические навыки и умения.
Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 10 минут в соответствии с программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Занятия укрепляют организм, повышают иммунитет.
Коррекционные технологии для детей младшей группы
o Сказкотерапия в младшей группе используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку рассказывает взрослый либо это групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, так как в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят олицетворять, обыгрывать сказки. Для этого у нас в группе создан центр «театральной деятельности», используем кукольный театр, в котором дети перевоплощаются в сказочных героев.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.