Оксана Сумина
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.
Ясельный возраст справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. И наука, и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на годы, не на месяцы, а на недели и даже дни. Известно, что упущенного в младенчестве не наверстать. Именно в первые три года закладывается 80% физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. Успеете до 3 лет заложить всё необходимое – можете за ребёнка не волноваться.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к дошкольным учреждениям, педагоги должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка по всем направлениям, в том числе и по физическому воспитанию, причём уже в самом раннем возрасте.
Работа по физическому воспитанию должна охватывать:
- семью (члены семьи, условия проживания);
- детский сад, где ребёнок проводит большую часть своего времени;
- социальную и предметную среду.
Итак, прежде всего, семья. Одним из условий психологического комфорта ребёнка является единство требований к нему, предъявляемых в детском саду и в семье. Развитие двигательной активности подразумевает создание таких условий, которые помогут ребёнку пережить «мышечную радость», при этом такие условия должны быть созданы и в детском саду, и в семье. В семье – путём соблюдения режима дня, включающего прогулки, двигательную активность и занятия спортом. А в детском саду – создание всех необходимых условий для полноценной двигательной активности в повседневной жизни, на физкультурных занятиях, во время праздников и подвижных игр.
Почему же главная роль в физическом развитии ребёнка раннего возраста принадлежит семье? Да потому что родители имеют возможность развивать ребёнка, исходя из его индивидуальных личностных возможностей, которые они знают лучше, чем кто-либо другой. В нашей группе организован родительский клуб «Быть здоровыми хотим!» с целью просвещения родителей и более активного вовлечения их в процесс развития двигательной активности детей.
Второе направление работы – организация оздоровительной работы в группе. Занятия по физическому воспитанию в своей ясельной группе я провожу сама. Мне приходиться постоянно искать эффективные и целесообразные способы. Начиная с первого месяца пребывания ребёнка в яслях, я создаю такие условия, которые позволяли бы ребёнку двигаться в течение всего дня. Индивидуальное развитие ребёнка происходит, прежде всего, в самостоятельной деятельности с игрушками и физкультурным оборудованием, в общении с детьми. Но разнообразные формы творческой активности можно организовать и на физкультурных сюжетно-игровых занятиях, которые строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах из сказок и литературных произведений, играх-драматизациях. Основным способом обучения детей является импровизация. Она способствует формированию представлений о двигательной выразительности, помогает «войти» в воображаемую ситуацию, даёт возможность для личного самовыражения. Посредством движений и поз дети отгадывают загадки, показывают действия, изображённые на картинке, «оживляют» их.
Мной составлен перспективный план сюжетных физкультурных занятий на год с детьми раннего возраста. Например, «Игрушки» (по произведениям А. Л. Барто», «Теремок» (по русской народной сказке») и другие.
На занятиях дети играют с воображаемыми предметами, воспроизводят бытовые ситуации, движения различных животных, выполняют упражнения с использованием физкультурного оборудования.
Важным условием я считаю создание социальной и предметной среды, способствующей увеличению двигательной активности детей. При создании развивающей среды в группе я учла «цветовой режим» : общий фон помещения однотонный, тёплых, нежных оттенков, а игровые и спортивные атрибуты – яркие и красочные.
В группе имеется многофункциональное игровое физкультурное оборудование: мягкие модули разного цвета и формы, мягкие мячи, подушки, спортивные брёвна, «Весёлая змейка» для массажа подошв, «Гусеничка» для лазания и развития сенсомоторики. Имеются игрушки для организации двигательной активности: коляски, лошадки-качалки, велосипеды, большие машины, обруч с лентами «Весёлая карусель», мягкие дорожки «Пройди по следу»; физкультурное оборудование: обручи, мячи, скакалки, кубики, дуги, скамейки, ребристые дорожки и т. д.
Такая среда влияет на эмоциональный и психологический микроклимат в группе, помогает организовать различные виды индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.
Благодаря моей целенаправленной и систематической работе по физическому воспитанию, дети моей группы легче и быстрее проходят период адаптации к детскому саду, меньше подвержены простудным заболеваниям, они с радостью посещают нашу группу.