Ирина Битюкова
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий:
• противоречие между возросшей потребностью в педагоге, обладающем глубокими знаниями о здоровьесберегающих подходах, технологиях и недостаточной разработкой научных основ проблемы здоровьесбережения;
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
• противоречие между большим резервом здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и недостаточной реализацией этих возможностей;
• высоким уровнем требований к здоровью детей и ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесберегающую среду.
Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе. Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того, чтобы ребёнок подошё л к школе с мотивацией: «Хочу учиться!». Этого можно достичь лишь при сохранении и укреплении здоровья воспитанников дошкольных учреждениях.
Именно поэтому, я определяю в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровье сберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.
Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
Понятие «здоровьесберегающие технологии».
На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют различные мнения, различные понятия, определяющие содержание здоровьесберегающих технологий. Но когда ты впервые слышишь сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаешь своих маленьких воспитанников, в голове формируется свое собственное определение.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным.
Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.
- повышение умственной и физической работоспособности;
- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- формирование орального праксиса;
- совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
- повышение резервов дыхательной системы;
- профилактика нарушения зрения;
- создание благоприятного эмоционального фона.
При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ :
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
- систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
- оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
- последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
- комплексного воздействия на все анализаторы;
- совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).
А теперь мне хотелось бы коснуться классификации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
*Технологии сохранения и стимулирования здоровья : игровой стретчинг,
гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кинезеологические упражнения, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, Су-джок терапия.
*Технологии обучения здоровому образу жизни : игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, биологическая обратная связь (БОС, аурикулотерапия.
*Коррекционные технологии : арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, игры с водой, аромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика.
Организация коррекционно – развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий :
- ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
- накопление практического материала;
- составление годового планирования;
- организация НОД с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
- работа с родителями (консультации, практикумы, беседы);
- внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;
- выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете ДОУ;
- выступление с анализом достижений детей на психолого – медико - педагогическом консилиуме ДОУ.
Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в процессе проведения НОД.
Рассмотрим методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые я применяю в коррекционной работе на разных этапах НОД. Первый этап НОД – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Одним из следующих этапов НОД может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме, например: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике». Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме:
• «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
• Использование дидактических кукол;
• Адаптированные сказки с движениями;
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;
• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.
Ко всем артикуляционным упражнениям добавляю движение кистью. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
На основном этапе НОД применяю:
- упражнения дыхательной гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения.
- упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса: - пальчиковые игры согласно темам занятий;
- планирование графических диктантов по темам;
- обводка шаблонов и штриховка согласно лексическим темам;
- игры с тренажёрами;
- игры с камушками; - рисуем по крупе;
- упражнение «Чудо - бусы»; - игры с прищепками, катушками;
- точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия).
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Целесообразно включенные в НОД игры, игровые упражнения придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные силы ребёнка. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.
В своей работе широко использую песочную терапию и семянотерапию. Развивая сенсорные эталоны, в процессе песочной терапии я решаю типично речевые задачи: развиваю фонематический слух, автоматизирую поставленные звуки, активизирую словарь, формирую связную речь и грамматические категории, а также мелкую моторикую.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру НОД включаю физкультурные минутки, упражнения логопедической ритмики.
Использую кинезиологический комплекс упражнений. Такие упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. На заключительном этапе НОД подводятся итоги. Обязательное условие - нужно помнить: ребёнка ценят, а не оценивают! В заключительном «аккорде» НОД должна звучать положительная оценка и уверенность в том, что завтра получится ещё лучше.
Заключение.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Данные приёмы использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на детей: повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.
Литература
1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
4. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М. :Сфера, 2003 г.
5. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
6. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
8. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
9. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
10. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
13. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.