Светлана Овчинникова
Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечаются как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Совсем недавно взрослым, а вместе с ним и детям, множество домашних дел приходилось выполнять руками: перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать и шить, штопать и вышивать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры. Сейчас мало кто штопает одежду, почти не занимаются рукоделием. Многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Взрослые, экономя свое личное время, лишают ребенка возможности больше работать руками. Не дожидаясь, пока малыш самостоятельно зашнурует кроссовки или застегнет замок-молнию, они выполняют это за него. Очень часто родители покупают обувь на "липучках", вместо рубашки с пуговицами - футболки и толстовки на "молнии". А ведь именно эти, простые на первый взгляд, упражнения тренируют, развивают и оказывают огромное влияние на развитие руки и речи ребенка.
Публикация «Семинар-практикум по сенсорному развитию „Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В последние годы вырос процент детей с различной речевой патологией, которым свойственны эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и нескоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук.
Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.
Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьесберегающие технологии, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия.
•Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому в коррекционный процесс целесообразно ввести элементы биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.
"Биоэнергопластика" включает в себя три базовых понятия : био -человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - пластичное и непрерывное движение рук.
В данной методике любое артикуляционное упражнение сопровождается движением рук, имитирующим движения губ, языка, нижней челюсти.
Упражнение "Хоботок"
И. П. – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Упражнение "Чистим нижние зубы"
И. П. – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счет «один» опустить кисть руки вниз
Выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 6-7 раз.
• Пальчиковая гимнастика
"Деревья"
Друг от друга деревья росли далеко,
Человеку этот путь пройти нелегко,
Только корни деревьев однажды сплелись,
Будто дерева два навсегда обнялись.
• Упражнения с мячами - ежиками и с мячами Су-Джок
Я мячом круги гоняю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк :
мяч летает между рук.
Пальчиковая гимнастика с использованием коврика "Травка"
Берем квадратный фрагмент порогового коврика "травка". Кладем его на стол, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Что напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
"С добрым утром" - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха - мать.
Шла медведица с просонок,
А за нею - медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли с собою книжки.
Стали книжки открывать
И в тетрадочках писать.
Упражнение с горохом
Насыпаем горох в емкость. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину одну за одной и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки -
Руки держат все горошки.
Упражнение с бусами
Нужны бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большого размера и другого цвета. Берем за края и одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.
Заяц и ежик навстречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу
Встретились – и разбежались они.
Быстро бежали – поди догони!
Не догонишь!
Упражнение с пробками
Берем пластмассовые крышки от бутылок и одеваем на указательные и средние пальцы руки. И "идем" пальцами, не отрывая пробки от стола, "шаркая".
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы - словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик - будто ножка,
Только шаркает немножко.
Игры в сухом бассейне
В ведро насыпали песок
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне - игрушки для детей,
Мы их достанем без затей
Гимнастика с учебными предметами
А). Дети кладут карандаш на середину среднего пальца правой руки. Кисть повернута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы - сверху карандаша. Начинают ее покачивать, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
Срочно сделать мы успели
Самолет другой модели.
Мы над партою летим,
Облака достать хотим!
Б) Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движения маятника. Затем то же проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.
Карандаш пальчиками взяли,
Вправо - влево покачали.
- "Что такое? Неужели
Я попала на качели?"
Изображение пальцами букв
Дети выпрямляют левую кисть и ставят ее вертикально, зажимая между пальцами конец карандаша. Правой кистью образуют полукруг и приставляют его к левой ладони.
Мы построили карниз.
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз -
Это буква "Б" у нас!
Дети выпрямляют кисти рук и ставят их ладонями друг к другу, образуя вертикальные черточки буквы "М". Между кончиками пальцев зажимают концы карандашей, которые соприкасаются другими кончиками между ладонями, образуя косые черточки буквы "М".
Карандаш и ручку мы
Взять наискосок должны,
И у нас, понятно всем,
Возникает буква "М"
Дети сжимают левую руку в кулачок, между средними и безымянными пальцами зажимают карандаш, затем выпрямляют указательный палец и мизинец.
Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни два пальца
И подумай, не спеша,
Что за буква? Ясно – «Ш».
Самомассаж пальцев рук
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, "катая" его на подушечке вправо - влево. На каждую строчку - нажим на один палец.
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся по дороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», -
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Коррекционная работа с использованием доровьесберегающих технологий способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов.
Оборудование
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-369092-1445056267.jpg[/IMG]
Литература
1. Большакова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.
3. Стельмах С. Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи. // Логопед-2012
4. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения.
5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками.