Евгения Белоконь
Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ТНР»
Белоконь Е. В., воспитатель
МБДОУ № 31 «Колокольчик»
На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ. В дошкольных учреждения создаются различные условия для развития детей с ОВЗ, так например, существуют общеразвивающие группы и группы компенсирующей направленности. Совместное пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без нарушений положительно влияют их взаимодействия. Огромную роль в процессе воспитания и развития детей играет дошкольное учреждение.
Публикация «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проработав один год с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР могу с уверенностью сказать, что в этот период развития ребёнка большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение детей к творческим играм. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении стимулирует, прежде всего, их речевую активность. Все цели и задачи коррекционно-логопедической работы решаются только в игре, так как она является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Важно определить, насколько та или иная игра или игровая ситуация будет стимулировать использование ребёнком вербальных или невербальных средств общения. Игры являются основой развития у детей с ТНР самостоятельной художественной, двигательной, культурно-досуговой, музыкальной деятельности. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, игры с природными материалами, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы. В среднем дошкольном возрасте возрастает значение дидактических игр, которые активно используются как в общеразвивающей, так и в логопедической работе. Особая роль отводится дидактическим играм в процессе формирования у детей общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности. Дети с ТНР малоактивны в общении, а использование игр обеспечивает повышение их познавательной активности. Для игр подбирается доступный речевой материал.
Дидактические игры формируют правильное звукопроизношение, активизируют словарь, развивают связную речь.
Существуют следующие виды дидактических игр:
• игры с предметами (игрушками);
• настольно-печатные игры;
• словесные игры.
Игры и упражнения на развитие произносительных навыков автоматизируют и дифференцируют поставленные звуки в самостоятельной речи детей.
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речевое развитие ребенка с тяжелым нарушением речи. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта.
Подбираются такие тексты, чтобы дать возможность ребёнку с тяжелым нарушением речи усвоить разнообразные выразительные вербальные и невербальные средства речи.
В сюжетно-ролевой игре у детей формируются способности к партнерскому диалогу, коммуникативные способности. Дети раскрепощаются, учатся говорить громко, четко.
Подвижные игры у детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся с речевым сопровождением. Они способствуют развитию правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа речи с движением.
Пальчиковые игры– прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР делает довольно сложный процесс коррекции речи более интересным, доступным, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями, помогает быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики.
Таким образом, игры формируют у детей с ТНР потребность в речевом общении и способствуют формированию элементарных коммуникативных навыков. Использование игр имеет большое значение в преодолении у детей речевого негативизма.
Литература:
1. Лопатина Л. В Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи. СПб, 2014.
2. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС. Детство-Пресс,2015.