МААМ-картинки

Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка

Елена Гафиятуллина
Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы, но и м е л к у ю м о т о р и к у. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи м о ж н о с у щ е с т в е н н о у с к о р и т ь. Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики.

Публикация «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка» размещена в разделах

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. В 3 года ребенок наливает воду в кружку, строит «башню» из восьми кубиков, держит карандаш высоко «перекрестной» х в а т ко й. Между 3 и 4 годами наблюдается хватка щетки. Она также называется верхней хваткой пальцами, так как теперь ребенок пользуется только п а л ь ц а м и д л я т о г о, ч т о б ы у д е р ж а т ь п р е д м е т. В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Он ловит большой и маленький мяч, образуя руками «чашечку»; способен резать по линии, наливать воду в кружку одной рукой; часто знает, какая рука доминирует. Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу. Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами». Ребенок самостоятельно может резать хлеб и намазывать масло; бьет в стенку большим мячом, подбрасывает в воздух и ловит его; вырезает фигуры. В в о з р а с т е 7 л е т ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.

Анализ исследований силы кисти правой руки детей за последние десятилетия (с 1994 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. У мальчиков и девочек оно одинаково и составляет 15-16%.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. Ведь недаром в русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры- игра- драматизация, в которой ребенок самостоятельно или со взрослым разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру – драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется нами в работе с детьми младшего дошкольного возраста.. Тренировке тонких движений пальцев рук в детском саду можно уделить 1,5—2 минуты на утренней гимнастике или 2—3 минуты на фронтальных занятиях.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными

Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный — пальчиковый : «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры».

Наша работа с пальчиковым театром включает показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон- здороваются, приподнять- опустить- куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.

Такие игры помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается играми с пальчиковым театром?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Пальчиковые игры используются как на занятиях так и в повседневном общении. От их лица взрослый хвалит и благодарит детей, здоровается прощается.

Примерный план работы

Содержание работы: знакомство с театром пальчиковых кукол.

Задача этапа: обучать детей элементарным действиям с куклой.

Организация занятий: дети сидят за столами, опираясь локтем на стол. Кукла надевается на указательный палец, остальные пальцы поджаты в кулак.

Упражнения и этюды: «Куколка оживает», «Кукла здоровается», «Кукла

пляшет».

Задача: познакомить детей с видом театральных кукол «колечко на пальчике»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.

Организация занятий: дети сидят на стульях без опоры на стол.

Упражнения и этюды: «Кукла идет», «Кукла прыгает», «Кукла красуется».

«Содержание работы: продолжение знакомства с театром пальчиковых кукол.

Куклы вида «шарик на пальце».

Задача этапа: научить детей работать с куклами вида «шарик на пальце»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.

Техника обращения с куклой: шарик с отверстием надевается на указательный палец руки. Большой и средний пальцы становятся «руками» куклы, безымянный и мизинец подгибаются к ладони. Кисть руки слегка наклонена вперед.

Организация занятий: дети водят куклу стоя, используя модули различной высоты.

Упражнения и этюды: «Кукла бегает», «Кукла прячется», «Поклон», «Кукла аплодирует».

В процессе упражнений дети учатся через походку куклы передавать ее эмоциональное настроение (пройти «лениво», «торопливо», «радостно», «грустно») и характерные особенности персонажа (кукла идет как зайчик, как гусь, как медведь, как лягушка и т. п.); отрабатывают «взгляд» куклы («Кукла смотрит носом», «Кукла рассматривает картину»).

Упражнения выполняются детьми как индивидуально, так и в парах.

Содержание работы: знакомство с перчаточной куклой.

Организация занятий: дети водят куклу стоя; во время кукловождения используются модули и ширмы.

Техника кукловождения: во время кукловождения важно следить за правильным выполнением движений, освоенных на предыдущем этапе, так как они являются основой для последующих. На этом этапе детям важно предоставить возможности для импровизации — самим придумывать оправданные и выразительные позы, движения.

Задача этапа: продолжать обучение элементарным действиям с куклой.

Упражнения и этюды с перчаточными куклами:

1) «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны», «забор»;

2) упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается выразительно — «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т. п. ;

3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;

4) упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает сказку, потешку», «кукла рассказывает стихотворение»;

5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла бежит разными способами в ритме песни», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни»;

6) упражнения для передачи образного движения: «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».

Дети выполняют упражнения и этюды в парах и в группах.

Содержание работы: продолжать знакомство детей с возможностями перчаточной куклы; совершенствовать элементарные навыки работы с куклой.

Упражнения и этюды:

1) освоение новых движений кукольной головой: круговые движения, «барабан»;

2) упражнения для тренировки кукольной «походки» : ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел — забыл — вернулся», «шел — споткнулся»;

Примечание: дети самостоятельно придумывают ситуации, в которые попадают куклы, и способы разрешения конфликтов.

3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла — конферансье, ведущий концерт», «кукла ждет, высматривает кого-то», «кукла читает книгу»;

4) упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу;

Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой. Кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает, неподвижна.

5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла прыгает, как ребенок, как зверек», «кукла прыгает через препятствие»;

6) упражнения для отработки других способов движения: «куклы садятся парой спиной к спине», «куклы ползут друг за другом», «куклы крадутся друг за другом, спиной друг к другу»;

7) этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль», «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму».

Примечание: важно учить ребенка передавать реалистичность воображаемых обстоятельств, использовать для сценических движений все пространство ширмы, ширину планшета, модуля.

Перед началом занятия педагог предлагает детям выбрать одну из театральных кукол, которую они будут «оживлять» на занятии.

Куклу внимательно рассматривают, обсуждают особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер. В результате она наделяется определенным образом мышления и поведения.

Далее для куклы придумывают некоторую ситуацию, в которой она будет «жить» : место, время, «кукольную проблему».

Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении. Итогом поисковой деятельности будет заключительный показ способа движения для куклы. Затем найденный способ кукловождения отрабатывается, постоянно обогащаясь новыми деталями в результате творческих находок ребенка.

Занятия по программе «Кукловедение для малышей» можно проводить только при соблюдении определенных педагогических условий:

— обучать ребенка кукловождению можно только по его желанию;

— переходить к обучению новым способам кукловождения можно лишь тогда, когда дети полностью овладеют ранее полученными навыками;

— полученные умения и навыки по кукловождению в последующем совершенствуются и творчески дорабатываются самим ребенком;

— в занятия необходимо включать упражнения для снятия физической нагрузки на плечевой пояс.

Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики руки «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики руки» «Это правда! Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень любят.

Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей в ДОУ» Консультация для родителей:«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей в ДОУ».Не обязательно быть специалистом в области детской.

Мастер-класс «Сказка на кончиках пальцев. Использование пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

План самообразования «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Программа саморазвития Тема «Влияние развития.

Развитие мелкой моторики, ее роль в общем развитии ребёнка В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности.

Развитие мелкой моторики ребёнка-дошкольникаРазвитие мелкой моторики ребёнка-дошкольника Развитие мелкой моторики дошкольников Понятие «мелкой моторики» известно каждому, но что это такое на самом деле, мало кто представляет.

Конспект занятия «Влияние театра на развитие речи ребёнка».Конспект занятия «Влияние театра на развитие речи ребёнка». ГБОУ школа №384 ДПДО № 1. Работа по самообразованию. Тема: "Влияние театра на развитие речи ребёнка". Выполнила: воспитатель | категории,.

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи дошкольников Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 2 «Рябинка» Мошковского района «Влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка
Опубликовано: 1 февраля 2019 в 14:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гафиятуллина (УИ 33714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД