Братушева Ольга
Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики» размещена в разделах
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.
Одним из направлений в работе по развитию мелкой моторики является продуктивная деятельность. Поэтому целью моей работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам использования продуктивных видов деятельности
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
Формировать координацию движений.
Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Способствовать развитию творческих способностей.
Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся : рисование, лепка, аппликация.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Рисование позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. В рисунке ребенок ориентируется на то, что видит, что знает о предмете, он изображает предметы, явления, всю действительность так, как он себе представляет. В рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры : причудливые переплетения реального и фантастического.
Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являются линия и цвет. Хороших, добрых героев дети изображают красивыми, тщательно прорисовывая детали, а плохих, злых – некрасивыми, нарочито небрежно.
Занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют формированию навыков произвольного изменения темпа движения, дифференциации мелких движений руки, скоординированность движений руки – согласованное управление работой отдельных мышечных групп.
К следующему виду продуктивной деятельности относится лепка.
Лепка.
Наиболее осязаемым видом изобразительной деятельности является лепка. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Она по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Данная деятельность помогает укреплять и развивать пальцы, причем в процессе лепки, по сравнению с другими занятиями, достигается максимальная активность обеих рук и координируется работа двух полушарий головного мозга. Усваивая технику лепки, ребенок совершенствует специальные движения: точность, темп, направленность, плавность, ритмичность и т. п. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети, работая с глиной, пластилином, производя с ними игровые действия, не ставят перед собой цель изобразить что-либо. Это так называемый доизобразительный период. Но постепенно под руководством взрослого они начинают более осмысленно видоизменять бесформенные комочки, раскатывать их, ассоциируя полученные формы со знакомыми предметами, а затем и создавать по заданию воспитателя простые предметы: палочки, колечки, грибы и т. д. К среднему дошкольному возрасту у детей развивается эстетическое восприятие формы, чувство симметрии, пропорций. Они становятся способны изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали.
И еще один вид продуктивной деятельности –это работа с бумагой, аппликация.
Работа с бумагой. Аппликация.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал. Дети с удовольствием мастерят из бумаги различные поделки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и знакомит с понятием о симметрии. Обрывание бумаги по заранее проведенному контуру с удовольствием используется в аппликации. Бумагу можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Пальцы ребенка при выполнении работ с бумагой становятся гибкими, сильными. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки или гофрированной бумаги кончиками пальцев, получаются шарики, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).
Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала различные игры, такие как: пирамидки, «игры-шнуровки», игровые планшеты, «бизиборды».Так же очень важной частью работы являются пальчиковые игры. Была составлена картотека пальчиковых игр, соответствующая тематическим неделям. В своей работе использую традиционные и нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности,т. к. они способствуют развитию у детей : мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Поэтому, начиная, с младшей группы на занятиях рисования я использовала нетрадиционные техники рисования, такие как: рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками.
В средней группе мы так же используем нетрадиционные техники: в рисовании: рисование жесткой кистью, рисование манкой, цветными опилками, ватными палочками.
В лепке используем пластилинографию.
В аппликации создаем поделки из бумажных комочков, рваную аппликацию.
Работу по развитию мелкой моторики организовывала как :
- часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,
-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,
-в свободной самостоятельной деятельности.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:
объяснение значимости продуктивных видов деятельности для подготовки руки к письму;
расширение знаний родителей о продуктивных видах деятельности;
обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.
Многие родители не осознают значимости продуктивной деятельности для детей, для развития у них мелкой моторики. Поэтому, мной были подготовлены консультации, индивидуальные беседы о значении продуктивных видов деятельности, в которых нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии мелкой моторики на формирование детской речи и координации движений рук у детей дошкольного возраста были предметом обсуждения на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала следующий результат:
Заметна динамика развития мелкой моторики у детей.
Дети творчески применяют изученные техники в самостоятельной художественной деятельности.
Дети адекватно оценивают результат своей деятельности.
Родители принимают активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.
Родители так же принимают участие в творческих конкурсах, проводимых в детском саду.
6. Дети из нашей группы приняли участие в районной выставке «Всё что сделано
вокруг- это дело наших рук».
Так же поделилась опытом с педагогами и провела мастер-класс «Рисование цветными опилками».
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики детей в старшей группе;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей по вопросам дальнейшего развития у детей мелкой моторики рук.