Серафима Смирнова
Мастер-класс «Сказка на кончиках пальцев. Использование пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ
МАСТЕР - КЛАССА
«Сказка на кончиках пальцев»
Разработала и провела
Смирнова Серафима Михайловна
г. Люберцы 2018 г.
Публикация «Мастер-класс „Сказка на кончиках пальцев, Использование пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цель: изучить влияние использования пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи атрибутов, изготовленных своими руками.
Задачи:
- дать участникам мастер-класса теоретические, практические знания о работе в технике «амигуруми» и использование ее в изготовлении атрибутики для пальчикового театра;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития творческого потенциала;
- развитие эстетического вкуса, аккуратности;
- распространение педагогического опыта.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Известный физиолог И. П. Павлов считал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука".
Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в работе с дошкольниками важнейшее значение.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.
К одному из эффективных способов по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста можно отнести пальчиковый театр.
Задачи пальчикового театра :
- учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью;
- выражать свои эмоции посредством мимики и речи;
- активно использовать в игре воображение, память, внимание, мышление;
- расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
- знакомить с народным творчеством;
- обучать навыкам общения, игры, счета;
- создать положительный эмоциональный фон.
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.
Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, та как театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Давно доказано, чтобы сказка запомнилась и произвела впечатление на ребенка, необходимо воспользоваться игрушкой. Игрушки для пальчикового театра небольшого размера, они одеваются на палец. Хороши они тем, что одновременно можно управлять несколькими персонажами на одной руке.
Игры с пальчиковым театром приносят ребенку радость и повышают настроение.
Пальчиковые куклы используются на занятиях и в повседневном общении.
От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Мир пальчиковых кукол - маленькая, но волшебная страна,
в которой ребенок играет, радуется,
познает окружающее пространство, самого себя.
«Амигуруми» – что это?
Япония подарила миру множество видов искусства, одним из которых является амигуруми – техника рукоделия, с помощью которой изготавливаются вязаные игрушки. Изначально это искусство было популярным исключительно на исторической родине, но с течением времени распространилось по всему миру. На сегодняшний день его пытаются освоить сотни тысяч женщин (и даже некоторые мужчины) по всему миру.
Нельзя с уверенностью сказать, когда именно появилось искусство амигуруми. Зато известно, что первый всплеск его популярности произошел в 70-х годах прошлого века. Именно тогда миллионы японцев влюбились в Hello Kitty и стали приобретать товары для хобби, чтобы самостоятельно изготавливать ее фигурки.
А в начале 2000-х годов была основана ассоциация амигуруми, благодаря которой об искусстве узнали далеко за пределами Японии. Огромную роль в этом сыграл интернет. Многие люди из Европы и Америки даже заказывали подобные игрушки или учились делать их, переводя статьи с японских сайтов.
Особенности амигуруми
Не стоит думать, что любая игрушка, связанная при помощи спиц и/или крючков – это амигуруми. У данного стиля есть несколько отличительных особенностей, среди которых нужно выделить:
• Особую методику вязания. Начинается все с изготовления отдельных деталей будущей игрушки. Вязание при этом осуществляется по кругу и без швов. Как только все составляющие игрушки будут готовы, их набивают легким наполнителем и соединяют друг с другом, используя шарниры или толстые нитки.
• Непропорциональность. Вы никогда не увидите игрушек, выполненных в технике амигуруми, которые будут похожи на настоящих зверей. Напротив, мастера делают все возможное, чтобы их творения выглядели забавно и даже немного нелепо. Достаточно взглянуть на пару фотографий, и вы сами все поймете.
• Скромные габариты. Средний размер игрушек (в высоту) составляет всего 8-10 сантиметров. Встречаются также экземпляры размером 1-2 сантиметра. Считается, что чем меньше поделка, тем искуснее мастер, который ее изготовил. В итоге, с течением времени все приверженцы стиля амигуруми начинают соревноваться в размерах сделанных ими игрушек.
Подготовим материалы и инструменты, а также введем условные обозначения-сокращения. Для создания персонажей нашего сказочного театра понадобится :
крючок №2 и №3;
разноцветные акриловые нити;
ножницы;
нитки и иголка;
темные бусинки для глазок и носиков;
наполнитель.
Применяемые сокращения:
вп – воздушная петля;
сс – соединительный столбик;
сбн – столбик без накида;
ссн – столбик с накидом;
сс2н — столбик с двумя накидами;
пссн – полустолбик с накидом;
приб – 2 сбн в одну петлю;
уб – 2 сбн провязать вместе.
Как пример давайте изготовим Михайло Потапыча.
Для того чтобы связать мишутку, нам потребуется:
крючок № 3;
акриловая пряжа трех цветов (коричневого, красного, белого);
нитки и иголка;
наполнитель и бусины.
Вязать начинаем с головы, для этого берем пряжу коричневого цвета.
1 ряд: 6 сбн в кольцо;
2 ряд: 6 приб (12);
3 ряд: (приб, 1 сбн) x 6 (18);
4 ряд: (приб, 2сбн) х 6 (24);
5-9 ряд: по 24 сбн;
10 ряд: (уб, 2сбн) х 6 (18);
11 ряд: (уб, 4 сбн) х 3 (15); меняем нить на белую;
16-20 ряд: по 15 сбн; меняем на красную нить;
21 ряд: (4 сбн, приб) х 3 – (18);
22 ряд: (5 сбн, приб) х 3 – (21);
23-25 ряд: по 21 сбн;
26 ряд: (2сб, уб) х 5 раз, сбн (16);
27-28 ряд: по 16 сбн.
Обратите внимание на фото, у нас получилась конструкция – голова-тело:
Приступаем к изготовлению носа. Вяжем бежевой нитью: 1 ряд: 2 вп. 6 сбн во 2-ю петлю (6); 2 ряд: (приб) х 6 (12); 3 ряд: (2 сбн, уб) х 3 (9).
Делаем ушки – 2 штучки, начинаем бежевой ниткой.
1ряд: 2 вп. 6сбн во 2-ю петлю (6); не закрывая круг, разворачиваем и вяжем второй ряд коричневой нитью;
2 ряд: 3 сбн, приб., 3 сбн. (7)
Вяжем лапы – 2 детали. Начинаем пряжей коричневого цвета.
1 ряд: 2 вп. 6 сбн во 2-ю петлю (6);
2 ряд: 6 сбн, меняем нить на белую;
3-7 ряд: 6 сбн.
Затем наполняем, стягиваем и убираем нить.
Когда все детали готовы, приступаем к сборке. Набиваем наполнителем голову, пришиваем уши и лапы. Оживляем мордочку: пришиваем глазки, носик, вышиваем ротик и брови. Михайло Потапыч готов!