МААМ-картинки

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей

Евгения Илюхина
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

И это доказано наукой. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей» размещена в разделах

Ученые уже давно доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Знали об этом и наши предки. Недаром издревле дети (да и взрослые с ними) любили такие игры. Игра в бирюльки не только забавное времяпрепровождение. Она способствует развитию координации движений, ловкости пальчиков, развивает усидчивость, терпеливость, учит общению. Действительно, во время игры ребенок общается с другими игроками, так как все решают одну задачу. Играющие обмениваются репликами, подбадривают, поддразнивают друг друга. Движения пальцев приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Играя в бирюльки, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения и движения кистей рук.

В этой игре необходимо умение сосредоточится, играючи дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности, а детальки игры настолько мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики. Когда ребенок берет тоненький крючок и старается достать бирюльку, он учится напрягать и расслаблять мышцы пальцев, сохранять положение пальцев в течение довольно продолжительного времени, переключается с одного движения на другое, развивает точную координацию движений. Недаром психологи говорят: "Рука учит мозг". Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление.

А как можно разнообразить правила игры в бирюльки! Можно не только выудить из кучки фигурку, не пошевелив остальные, а ещё наощупь найти в мешочке такую же фигурку! Как развивается тактильное восприятие при этом объяснять не надо. К тому же когда ребенок перебирает в мешочке различные деревянные фигурки, невольно происходит массаж кистей рук. Это особенно полезно, если ребенок испытывает недостаток тактильных ощущений. В повседневной жизни дефицит тактильных ощущений может проявляться в привычке сосать палец, соску, воротник одежды…

Развивается при этом воображение и память малыша.

Почему же так важно развивать у ребенка воображение? Развитие воображения происходит наиболее активно в дошкольном возрасте. Сказочные, фантастические образы ребенок воспринимает как реальные. Его собственный жизненный опыт еще слишком невелик, поэтому воображение помогает возместить его недостаток.

У маленьких детей развито пассивное воображение. Они с легкостью могут представить себе описываемые образы и часто считают их реально существующими. К концу дошкольного возраста воображение активизируется, становится творческим и ребенок может создавать новые образы самостоятельно. Воображение тесно связано с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием, памятью, а также речью. А мозг ещё и тренируется в умении анализировать, сравнивать, вычленять главное из частностей…

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но немногие задумываются, что огромный потенциал для развития детской моторики, тактильной чувствительности дает малышам и сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры при помощи обычных предметов домашнего обихода, ведь для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать, обычно всё есть под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага, а интернет подскажет множество идей, что с этим богатством делать. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, можно и самим придумать. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является так же использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Однако, при выполнении многих упражнений дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления и речи ребенка.

Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше. Развивать малыша с пеленок — это не только модно, это ещё и полезно. Раскрывать ладошку, разглаживать морщинки на ней, разминать пальчики (старинные русские народные игры типа «Сорока-ворона кашку варила» и с другими прибаутками очень хороши для этого). Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи, помня, что такие занятия помогают улучшить у ребёнка внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память, но и способствуют эмоциональному сближению. Для детей нет ничего важнее, чем время, проведённое совместно с родителями.

Публикации по теме:

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей дошкольного возраста “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики «Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики». Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития.

Влияние тестопластики на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика»? Что такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: - сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; - познакомить родителей.

Памятка для родителей «Мир на кончиках пальцев. Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей» Памятка для родителей «Мир на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей Подготовила :Ворошева Л. А..

Разноцветные ладошки. Влияние мелкой моторики на развитие речи детейРазноцветные ладошки. Влияние мелкой моторики на развитие речи детей Разноцветные ладошки. Наши с Вами ладошки поистине уникальны! Хочется начать с высказывания В. А. Сухомлинского "Истоки способностей и дарований.

Родительское собрание-практикум в группе раннего возраста «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ПРАКТИКУМ Тема: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей» Цель: формирование у родителей представления.

Развлечение «Игрушки». Влияние мелкой моторики на музыкальное развитие детей дошкольного возраста Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Игрушки». Цель: приобщить детей к музыкальному искусству через знакомство с циклом.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей (из опыта работы) Как все мы знаем, речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста У многих детей часто наблюдается задержка в развитии речи, несмотря на то, что они здоровы и не имеют нарушений слуха и поражения ЦНС. Так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Опубликовано: 15 июля 2018 в 14:17
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Илюхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД