Юлия Моржукова
Развитие мелкой моторики, ее роль в общем развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
Проблема развития мелкой моторики изучается с давних пор. Но последние десятилетия наблюдается определенное усиление внимания исследователей к изучению процесса, психомоторного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Так, например, М. Ю. Кистяковская указывала, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики кисти руки.
Публикация «Развитие мелкой моторики, ее роль в общем развитии ребёнка» размещена в разделах
Термин «мелкая моторика» означает координированные действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Основными направлениями изучения мелкой моторики являются :
1) тонкая координация движений, то есть это точные движения основных больших мышечных групп (например, движения руками, ногами);
2) непосредственно координация, то есть отражает движение рук, ног, или же осуществление одновременных движений ногами и руками;
3) ловкость рук, по которой понимаются координированные, а также быстрые движения, осуществление действий рук с достаточно большими объектами.
Исследователь В. В. Никандров под моторикой подразумевал особую систему двигательных реакций, он также определил основные характеристики мелкой моторики : сила, быстрота, координированность, пластичность, ловкость, выносливость.
Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов, т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. И. М. Сеченов был одним из первых учёных подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что, «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте реализуется по нескольким основным направлениям. Моторное развитие непосредственно связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их проводимости, а также налаживанием работы координационных уровней. При этом, чем раньше и полноценнее развиваются движения детей, тем быстрее, опираясь на работе «низших центров» (в т. ч. и моторных, начинается формирование основных функциональных систем высших психических функций.
Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинетического анализатора в развитии мозга, речи и мышления, а так же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная.
Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Так, например, такие исследователи, как С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина, изучающие деятельность детского мозга и детской психики зафиксировали немалое стимулирующее значение функции руки.
Известная исследователь детской речи М. М. Кольцова доказала, что развитие все более тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони, в зависимости от размера и характера объекта, отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка.
По сравнению со зрительным и слуховым, тактильно-моторное восприятие – более творческое и активное. Обогащая с его помощью свой жизненный опыт, ребенок приобретает уверенность в собственных силах, ощущает удовлетворение от побед.
В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.
С развитием мелкой моторики тесно связано и развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.
Исследуя данную проблему, Л. В. Фомина выявила следующую закономерность: "Если развития движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы".
И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.
Такие исследователи, как Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Н. М. Аксарина, и др., доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Многие учёные (Н. М. Аксарина, Т. А. Ткаченко, М. И. Попова и д. р.) считают, что тренировка пальцев рук не только стимулирует умственное развитие ребенка, но и способствует выработке основных элементарных умений, таких как: одевание и раздевание, застегивание пуговиц, умение пользоваться ложкой, ножницами, карандашом.
Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу. А. Н. Леонтьев писал: "сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке». Это позволяет понять сложность взаимосвязей анализаторов, взаимодействие зрительно - тактильно - кинестических связей: «глаз учит руку - рука учит глаз».
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Э. Г. Пилюгина, А. С. Галанов, Н. М. Щелованов и другие ученые) считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе. Это значит, что развивая мелкую моторику рук, ребенок не будет отставать в школе.
Тонкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики, их активно публикуют в журналах, книгах, сборниках, на сайтах сети Интернет:
• массаж рук;
• пальчиковые игры;
• игры с предметами и материалами;
• игры со строительным материалом;
• аппликация;
• рисование;
• лепка;
• использование ребенком столовых приборов;
• пазлы;
• изготовление поделок из природного и бросового материала;
• игры с мозаиками;
• выкладывание фигур из палочек и спичек;
• работа с раскрасками, обводилками, лабиринтами.
Выше перечисленное говорит о том, что все взаимосвязано.
Таким образом, мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. А в дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.