Лариса Андреева
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей в ДОУ».
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета – важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние мелкой моторики на развитие речи детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и воспитателей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Создано много программ и занятий направленных на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики детей, что помогает «разбудить» речевые зоны мозга. Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребенка негативно влияют на формирование личности маленького человека, меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе.
Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу. А. Н. Леонтьев писал: «"сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке» Это позволяет понять сложность взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильных связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз». У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету. С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребенка.
В возрасте 3-4 лет ребенок должен полноценно общаться и готовить свои ручки к более сложной задаче - письму.
Предлагаю для развития тактильных ощущений у детей средней группы специальные пособия и занятия с ними основанные на разработках нескольких методик (Монтессори, Зайцевы). Пособие представляет собой алфавит сделанный из бархатной и гладкой бумаги, на картонной основе и картинки из разрезной азбуки на каждую букву. Буквы как трафареты можно обводить, они разделены на два цвета: желтые бархатные - согласные и синие гладкие – гласные. Принцип занятий основывается на обведении букв каждым пальцем, видя букву, затем закрытыми глазами, затем обведение ее карандашом, затем рисование буквы пальцем краской.
Среди многих участвующих в восприятии предмета чувств, надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей : чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой, передавая сигналы коре головного мозга.