Смольянинова Вера
Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 2 «Рябинка» Мошковского района
«Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи дошкольников».
Мелкая моторика имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь есть между рукой и речевым центром мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Особенно важна связь мелкой моторики с развитием связной речи. Кроме того, использование при работе с детьми разных форм, предметов окружающего мира, оттенков цветов, способствует обогащению словаря. А значит ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Во время работы мы играем и экспериментируем с различными материалами (крупой, манкой, песком, водой.) – а это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, качестве, величине предметов, их расположении в пространстве. А это значит, что ребенок овладевает таким интегративным качеством как "имеющий первичные представления о мире и природе".
Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой самостоятельно и активно овладевает культурно-гигиеническими навыками. А значит, что развитие мелкой моторики способствует развитию такого интегративного качества, как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Педагоги, детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать - сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы - общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел - сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания - заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.
Можно не учить детей читать в раннем возрасте – этот навык формируется в старшем дошкольном возрасте без ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми - там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание (задержка развития моторной стороны речи).
Цель моей работы: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Исходя из цели ставлю перед собой следующие задачи:
•проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
•повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
•сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
•организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
•привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми 1 и 2 младшей группы. В группу пришли “домашние” дети, у многих из них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Обследование проводилось через игровые задания (Приложение 1). Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.
На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом (приложение 2).
Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.
На основании результатов диагностики я определила индивидуально-образовательную работу по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года. Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме, а также периодические издания.
При организации образовательного процесса я выяснила, что образовательная область - «Речевое развитие» эффективно интегрируется со следующими образовательными областями: «Познавательное развитие» - происходит развитие тактильно-двигательного восприятия, с помощью которого у детей складываются первые впечатления о форме, качестве, величине предметов, их расположения в пространстве. «Социально-коммуникативное развитие» - в процессе игровой деятельности, направленной на мелкую моторику дети овладевают коммуникативными навыками устной речи, работы в группе сверстников; общения со взрослыми в процессе диалога. «Художественно-эстетическое развитие» - использование художественных и музыкальных произведений способствуют эмоциональному обогащению. «Физическая культура»- развитие мелкой моторики способствует тому, что ребенок становится более самостоятельным при овладении культурно-гигиеническими навыками.
Свою работу я разделила на три блока:
1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь я использовала дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, игровые ситуации,
2. Самостоятельная деятельность детей.
Для самостоятельной деятельности детей я постоянно работаю над пополнением предметно-развивающей среды. Используя все центры активности, в которые подобрала разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.
3. Взаимодействие с семьей: открытые просмотры НОД, привлечение родителей к изготовлению игр и игрушек, консультации, анкетирование, наглядная информации.
Эффективная работа, направленная на развитие мелкой моторики у детей должна быть регулярной – это реализуется на основе перспективного планирования (Приложение 3).
С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук я классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений:
•игры с пальчиками (Приложение 4)
• игры с разными материалами: песком, крупой (насыпали в различные формы, бумагой, водой, с природным материалом, с пластилином, с красками, нитками, бусинами, ракушками;
•игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с надувными игрушками (мячи разного размера и поверхности, с мелкими предметами, прищепками, шнурками;
• игры с тренажерами: на картоне, на дереве, металле, проволоке, с пластиковыми крышками, мозаики, складывали мелкие и большие буквы разной текстуры (исследовали их).
Использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как: шарики и мешочки с различными наполнителями (приложение 5, тренажёры с нитками (приложение 6) : нанизывание ниток на предметы разной формы (палочки, шарики) – по степени сложности. Сначала на плоской поверхности и любую нитку, потом с большим количеством палочек и по цвету нитки (4 основных цвета). Кубики по такому же принципу, но фигурки – шарики. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. Аква гимнастика для пальчиков и игры с песком (приложение 7) : ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. В небольшой бассейн наливаем немного воды, она должна быть комфортной температуры, на дно выкладываем камушки, ракушки, «рыбок и лягушек» разной текстуры и цвета. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Показатели эффективности методической разработки: главный критерий эффективности методической разработки – это развитая мелкая моторика ребенка и развитая речь. Однако на данном этапе говорить об этом пока еще рано, так как с момента начала работы прошло всего 2 года. Однако считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, это залог успешной работы с детьми. Родители принимают активное участие в реализации всех мероприятий группы. Подают идеи и сами изготавливают интересные тренажёры для всей группы - тренажёр с гайками, придумывают полезное применение старым вещам – счёты (приложение 8). В помощь воспитателю находят интересный материал – картотеки (сказки) пальчиковых игр, физкультурных минуток. В настоящее время в группе объявлен конкурс «Конфета моей мечты». Это будут конфеты, над которыми детям придется потрудиться, прежде чем угоститься. Эти поделку можно будет назвать тренажером.
Систематизировала игры, развивающие мелкую моторику ребенка
• дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,
• оформила картотеку пальчиковых игр со стихами.
• Провела открытые занятия: «Птички и кормушки», «Звёздочки», «Красивый цветок», «Гусеница», «Ёжик», «Божья коровка» (приложение 9).
На конец учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом (приложение 2).
При регулярной работе с детьми в форме игр, занятий, мероприятий (в группе и с родителями) дети со средним и низким уровнем заметно быстрее справляются с заданиями.
Результаты диагностики выявили положительную динамику развития моторики детей. Проводимая мною работа позволяет улучшить развитие мелкой моторики (Приложение 2).
Для дальнейшей работы с детьми планирую разработать занятия-игры, совместные задания для детей и родителей, направленные на развитие мелкой моторики, что позволит реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей разнообразных психических функций.
Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки позволяет значительно расширять моторные возможности в дальнейшем: готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств, способствует более быстрому формированию трудовых навыков.