Папки-передвижки

Влияние художественной литературы на развитие речи детей

Кобелева Вера Николаевна
Влияние художественной литературы на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

План.

1Введение

2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

3. Методы и приемы развития речи дошкольника используемые при ознакомлении с художественной литературой

1. Введение

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста - научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром.

Публикация «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» размещена в разделах

Дети в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорят очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ» - сразу возникают трудности. Ребёнок сразу становится скованным. Он затрудняется видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие и место действия.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Вся жизнь детей насыщена игрой. Как же разбудить в их душе интерес к книге, научить слушать сказки? Любовь к родной земле, её традициям и истории прививается с детства. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Пожалуй, один из действенных способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность переживаний, особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Художественная литература (сказки в том числе) помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости. «Сказка - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.

С чего начинается детство? Детство начинается со сказки. Поэтому задачи развития речи детей легче всего решать с помощью сказки (особенно в младших группах). Дети с детства знают таких героев, как Зайчик_ - Побегайчик, Лягушка – Квакушка, Лисичка – сестричка, Мышка – Норушка и др. Они учатся сравнивать и переживать героям сказок.

Внешне лексико – образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героям, захватывает динамичностью событий.

Язык художественных произведений богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.

Поэтому дети, которые слушали в детстве сказки или знакомились с художественными произведениями, стараются при пересказах, при составлении своих рассказов использовать образные слова и выражения, использованные из художественной литературы.

Читая художественные произведения, у детей расширяется словарный запас: они стараются употреблять в речи синонимы, антонимы, правильно ставить ударения в словах. Благодаря художественной литературе у детей легче протекает процесс согласования существительных с прилагательными, числительных с существительными; дети правильно используют простые и сложные предлоги в речи.

В процессе пересказа литературных произведений активизируется мыслительный процесс ребёнка, развиваются различные виды речи (монолог и диалог)

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет авторская сказка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

2. Характеристика речевого развития старшего дошкольного возраста.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д. Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т. п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств.

3. Методы и приемы развития речи дошкольника при ознакомлении с художественной литературой.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

В педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества.

Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

В соответствии с «Программой» педагоги знакомят детей с разнообразными художественными произведениями. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Так же идет работа над формированием элементарных умений анализировать произведения (его содержание и форму). К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определить основных героев, высказать свое отношение к ним, определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка, уловить наиболее яркие примеры образности языка.

Программа предлагает детям знать (в зависимости от возраста) от 5 и более стихотворений. Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

МЕТОДЫ

Для работы по развитию речи средствами чтения художественной литературы используются разнообразные методы и приемы.

Самый распространенный словесный метод ознакомления с произведением – чтение произведения воспитателем, т. е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, при этом наилучший контакт с аудиторией достигается, когда воспитатель рассказывает сказку «глаза в глаза». Большая же часть произведений читается по книге.

Следующий метод – рассказывание наизусть. Таким образом детей знакомят со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами. Для лучшего понимания и усвоения произведения проводятся различного рода инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям, а так же во время подготовки ролей к инсценировкам театрализованных представлений.

Часто на одном занятии по ознакомлению с произведением используют различные методы. Основой же всех методов является выразительное чтение произведение воспитателем.

В старших группах для закрепления знаний литературного произведения и для приучения к коллективному разговору используется методы беседы и пересказа.

Наиболее употребляемые в детском саду - это словесные методы. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому в сочетании со словесными методами, применяются и наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и др.).

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно, игры – драматизации. Именно этот вид деятельности способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое.

ПРИЁМЫ

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

Приемы это элементы метода. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы.

Речевой образец правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто, четко, громко, неторопливо.

Повторение преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе четко, но не громко.

Объяснение раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении).

В развитии речи дошкольников при изучении литературных произведений очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии (особенно в конце его) можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши (изменив смысл или сюжет произведения, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку, употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

Таким образом, приемы развития речи на занятиях по изучению художественной литературы составляют основную специфику методики. Обоснованный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а так же повышает интерес к художественной литературе.

Таким образом, художественная литература оказывает влияние на развитие речи детей (грамматический строй речи, словарный запас, звуковую культуру речи, а также на эстетическое развитие.

Кроме этого, художественная литература способствует развитию коммуникативных функций. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

И, несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.

Литература.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. М., 1984.

2. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. М., 1983.

3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.

4. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М., 1956.

5. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 2001.

6. Истомина З. М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника. Изв. АПН РСФСР. 1966.

7. Леушина А. М. Развитие связной речи дошкольников. М., 1941.

8. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1984

9. Логопед № 6/2010

10. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я - человек») книга 1 М. ,2008

11. Сохин Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.

12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 2002.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественной литературы на развитие речи детей
Опубликовано: 14 июня 2022 в 22:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Кобелева Вера Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД