Александра
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «Великие путешественники» по рассказу А. П. Чехова «Мальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс : 4
Учитель: Василевская Александра Алексеевна
ОС: Школа России
Тема: «Великие путешественники» (по рассказу А. П. Чехова «Мальчики»)
Тип урока : открытие новых знаний (если это первый урок по произведению)
Цели: Содержательная: расширить знания учеников о жизни и творчестве А. П. Чехова
Темочки:
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Деятельностная: развивать адекватное восприятие читаемого произведения через анализ произведения диалог автора помочь учащимся понять идею автора
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, передавая своё отношение к прочитанному.
2. Развивать умение вести «диалог с автором».
3. Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;
4. Формировать умение соотносить главную мысль произведения с эпиграфом урока
5. Развивать умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.
Развивающие:
1. Развивать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять
рефлексию способов действий.
2. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач.
3. Развивать умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
Воспитательные:
1. Формировать понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.
2. Умение вести «диалог с автором».
3. Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;
4. Умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.
5. Умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.
Личностные:
1. Понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять
рефлексию способов действий.
Регулятивные:
1. Умение высказывать своё предположение.
2. Умение планировать пути достижения целей, познавательных задач.
Коммуникативные:
1. Умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
2. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку.
Оборудование: слайды презентации, портрет Л. Н. Толстого
Образовательный ресурс: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Лиманова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – С. 112-118.
План урока
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку.
1.3. Эмоциональный заряд
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Повторение теоретических сведений, литературоведческих понятий.
Игра «Третий лишний»
2.2. Восстановление фамилии писателя
2.3. Работа с разворотом учебника.
2.4. Работа с авторским текстом
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Работа над темой урока
4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Первичное восприятие текста произведения
5.2. Проверка первичного восприятия текста
6. Этап анализа произведения
6.1. Беседа по тексту
6.2. Работа с иллюстрациями
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Сравнение описания двух встреч
7.2. Работа с эпиграфом
7.3. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них.
8. Этап рефлексии учебной деятельности.
1. Приветствие
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь, пожалуйста.
1.2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, всё ли готово к уроку.
Вам понадобится учебник и ручка.
1.3. Эмоциональный заряд
2.1. Повторение теоретических сведений, литературоведческих понятий.
Игра «Третий лишний»
-Ребята, обратите внимание на доску
-Найдите лишнее слово?
-Почему? («Няне», потому что это стихотворение)
«Няне», «Детство», «Прыжок»
«Ашик- Кериб», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Как мужик убрал камень» («Как мужик убрал камень» жанр и стихотворная форма)
-Молодцы,
2.2. Восстановление фамилии писателя
- Сегодня мы познакомимся с неизвестным для вас автором и его произведением.
Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы, соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке.
Тют…ев Ф…т Апу…тин Т…лстой Ершо…
Тютчев Фет Апухтин Толстой Ершов
2.3. Работа с разворотом учебника.
- Посмотрите внимательно на разворот учебника на странице 120-121. О каких фактах биографии напоминают иллюстрации и фотографии?
2.4. Работа с авторским текстом
-Ребята, переверните страничку и прочитайте авторский текст
-Что нового вы узнали?
2.5. Антиципация заголовка
-Прочитайте название заголовка.
-Что вы можете предположить? (главные герои мальчики)
2.6. Антиципация по иллюстрации
-Посмотрите иллюстрацию на 124 с. и на 131 с.
-Можем ли мы сказать, что случится с мальчиками?
-Почему они поссорились?
-Какие ещё вопросы возникают?
-Почему они вдвоём приехали?
4.1. Работа над темой урока
- Прочитайте тему урока («Великие путешественники» (по рассказу А. П. Чехова «Мальчики»)
4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
- Сформулируйте цель урока (Узнать, какое путешествие совершат мальчики; Чему учит это произведение)
4.3. Формулирование задач урока
- Какие задачи мы перед собой поставим? (Предположения детей о том, как они будут идти к цели, какие виды деятельности им предстоят)
-Познакомимся с биографией А. П. Чехова
-Мы будем выразительно читать рассказ «Мальчики»
-Анализировать поступки героя
5.1. Первичное восприятие текста произведения
(чтение по цепочке с остановками)
-Ребята, давайте посмотрим слово «Розвальни» в нашем словаре
-Посмотрите на иллюстрацию, вот так выглядят розвальни.
-Дети, башлык - это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя».
-Посмотрите на иллюстрацию на с. 124, вот это и есть башлык.
-Давайте посмотрим в словаре значение слова бизон, москиты, термиты (иллюстрации)
Пампасы- Пампа представляет собой травянистую злаковую растительность на плодородных красновато-чёрных почвах или степь на юго-востоке Южной Америки
5.2. Проверка первичного восприятия текста
- Что (какие эпизоды) вам понравилось больше всего?
-Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?
6.1. Беседа по тексту
-Что можно сказать о семье Королёвых (это дружная, многодетная семья. В семействе четверо детей – три девочки Маша, Соня, Катя и мальчик Володя.)
-Как родители и дети относятся друг к другу?
(Родители,прислуга и сестра радуются приезду мальчика на зимние каникулы. Они также тепло принимают Чечевицына- друга Володи с гимназии)
О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?
Володя и Чечевицын мечтали убежать в Америку, добывать там золото и слоновую кость, стать вождями индейских племен, сражаться за свою независимость.
Их мечты были несбыточными, потому что они реально не представляли всех трудностей, связанных с побегом, не имели представления о том, что нужно запасать в длинную и трудную дорогу, как добраться до Америки и сколько для этого нужно денег.
6.2. Работа с иллюстрацией (соответствие)
7.1. Сравнение описания двух встреч
В конце и в начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?
За попытку побега мальчики были наказаны, только по-разному. Володю поругали с любовью и верой в его исправление, а суровая мать Чечевицына и не пыталась понять и простить своего сына.
7.2. Работа с эпиграфом
7.3. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них.
- Какова была цель нашего урока? - Достигли мы цели?
-Чему же учит нас это произведение?
-Поднимите руки те, кто доволен своей работой? Кого бы вы похвалили сегодня за урок?