Светлана Жольевна Некрасова
«В гостях у Золушки». Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим со старшими дошкольниками с ЗПР
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13 комбинированного вида
Кронштадтского района Санкт - Петербурга
по развитию речи и ознакомлению с окружающим
с детьми старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
на тему:
«В гостях у Золушки»
(С использованием элементов логоритмики, ТРИЗ, электронных образовательных ресурсов - презентации)
Публикация «„В гостях у Золушки“, Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим со старшими дошкольниками с ЗПР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Золушка»
- Темочки
Составитель: Некрасова С. Ж. ,
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
2019 год
ЦЕЛИ:
1. Коррекционные:
- Расширение и уточнение словаря признаков, активизация в речи антонимов.
- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
- Закрепление умения находить заданный предмет, выбирая нужное из повторяющихся признаков.
- Закрепление навыков ориентировки в пространстве, на плоскости.
- Развивать мелкую моторику.
2. Речевые:
- Развитие связной речи.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Воспитание познавательного интереса и стимулирование речевой активности.
- Формирование умения сравнивать предметы, используя предложения с союзом «а».
- Закреплять умение делить слова на части – слоги.
3. Педагогические:
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.
- Формирование интегративных качеств: активности, самостоятельности, любознательности; творческих способностей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение сказки «Золушка».
- Рассматривание иллюстраций, составление предложений.
МАТЕРИАЛ:
1. Ноутбук со слайд-шоу, музыка из к/ф «Золушка», танцевальная музыка.
2. Волшебная палочка.
3. Два изображения фартуков.
4. Несколько изображений Золушки, отличающиеся элементами одежды.
5. Карточки с нарисованными половинками бус, геометрические фигуры разных цветов и размеров.
6. Волшебные очки.
7. Карточки для игры «Аналогии».
8. Таблица с элементами одежды, кубик с цифрами, раздаточный природный материал, пуговицы, элементы одежды.
9. Волшебный мешочек с подарками-призами.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Ритуал начала занятия :
Дети встают в кружок.
Учитель-дефектолог:- Ребята, наше занятие сегодня немного волшебное. Вот у меня волшебная палочка, тот, кому я её передам, назовет свое имя, послушайте:
- Волшебную палочку передавай, свое имя громко называй.
Волшебную палочку передавай, свое имя тихо называй.
Волшебную палочку передавай, свое имя тонко называй.
Волшебную палочку передавай, свое имя низко называй.
Волшебную палочку передавай, свое имя звонко называй.
- А теперь поздороваемся с гостями, изменяя высоту голоса: Здрав-ствуй-те. (понижение голоса, педагог показывает рукой сверху вниз и пропевает вместе с детьми)
2. Учитель-дефектолог: - Садитесь за столы. Посмотрите на экран.
(На экране изображение феи)
- К нам в гости пришла Фея, она приглашает нас в сказку. Какая сказка ждет нас, послушайте песню и догадайтесь.
(Звучит фонограмма песни «Золушка»).
- Правильно. Посмотрите на экран.
(На экране изображение Золушки грустной и плохо одетой).
- Ребята, что вы можете рассказать о Золушке? Какая здесь Золушка?
Дети: Золушка грустит, у нее старая одежда и она не поехала на бал.
3. Учитель-дефектолог: Фея попросила найти Золушку, которую она загадала.
(На ковролине изображение Золушек, отличающиеся некоторыми деталями – цветом шапочек, количеством пуговиц, цветом фартуков).
- У Золушки, которую загадала Фея, синяя шапочка, красный фартук, на жилетке 2 пуговки.
(У трех Золушек синие шапочки, у двух из них красные фартуки и только у одной все три признака). Задание повторяется, У загаданной Золушки другие признаки.
4. Учитель-дефектолог: -Давайте, подарим Золушке новый фартук!
- Посмотрите, отличаются ли наш фартук и фартук Золушки?
Упражнение «Сравни фартуки» (На ковролине два изображения фартуков. Ребенок сравнивает фартуки, употребляя союз «а»).
- Фартук Золушки зеленый, а наш фартук…какой?
- На фартуке Золушки один карман, а на нашем фартуке… сколько?
- На фартуке Золушки заплатка, …
(Наличие оборки, цветочки на карманах и т. д.)
5. Учитель-дефектолог: – Посмотрите на экран. Что произошло с Золушкой?
(На экране Золушка нарядная, собирается на бал, на ноге хрустальная туфелька).
Игра «Продолжи предложения».
- Золушка теперь не грустная, а…
- Платье у Золушки не старое, а…
- Платье у Золушки не грязное, а…
- Туфельки у Золушки не деревянные, а …
- Фея не злая, а …
6. Учитель-дефектолог: – Молодцы! А теперь, что вы видите на экране?
(Слайд меняется. На экране Золушка танцует на балу).
- Что делает Золушка?
- Где танцует Золушка?
- Какая Золушка теперь?
7. Учитель-дефектолог: – Давайте, выйдем все и тоже потанцуем. Повторяйте движения за мной.
(Звучит песенка про жука из к/ф «Золушка», дети выполняют танцевальные движения по подражанию: пружинки, хлопки, идут в хороводе, кружатся и т. д.).
8. Учитель-дефектолог: – Фея прислала нам Волшебные очки. В этих очках каждый начинает замечать в других все самое хорошее и красивое. Вот я надеваю Волшебные очки, и мне хочется сказать каждому из вас добрые слова.
(Педагог говорит нескольким детям комплимент, как образец)
А теперь каждый из вас пусть скажет хорошие слова своему соседу.
9. Учитель-дефектолог: Садитесь за столы.
- Золушка так весело танцевала на балу, что у нее рассыпались бусы. Давайте, поможем Золушке собрать бусы. Пододвиньте к себе карточки и тарелочки с бусинами - геометрическими фигурами. Посмотрите на карточки: половина бус осталась, а половина рассыпалась. Обратите внимание на последовательность расположения фигур, её надо соблюдать.
10. Учитель-дефектолог: - А теперь игра «Исправь предложения». Я буду говорить неправильные предложения, а тот из вас, кому дам волшебную палочку, исправит его.
- Золушка села на карету.
- Золушка отправилась в бал.
- У Золушки под ногами туфельки.
- Принц держит Золушку под руку.
- Золушка на красивом платье.
11. Учитель-дефектолог: – Молодцы, ребята! Вы танцевали на балу, собирали бусы. А теперь покажем Фее какие вы внимательные, и тогда вас наверняка ждет сюрприз!
Игра «Подбери картинку».
(На ковролине выставляется 3 картинки, две соединены стрелкой, от третьей идет стрелка. Старое платье – бальное платье; деревянный башмачок - …; четыре картинки на выбор: хрустальная туфелька, домашние тапки, носки, цветок. Задание меняется: тыква – карета, мыши…лошади, кошки, собаки, цветок. Образование аналогий).
12. Учитель-дефектолог: - Посмотрите на экран. Что случилось с Золушкой?
(Слайд меняется. Золушка поспешно убегает в дом. Около дома тыква).
- Принц догоняет убегающую Золушку. Она боится, что он увидит её в бедном старом платье. Давайте поможем Золушке, построим забор.
Подвижная игра «Забор».
- Молодцы, забор у вас получился хороший.
13. Учитель-дефектолог: – Колдовство разрушилось, Золушка грустит.
Давайте, сделаем для Золушки нарядные платья! Для этого нам надо побыть модельерами.
Игра «Модельеры».
(Детям раздаются трафареты платьев с размазанным пластилином. В тарелочках лежат виды воротников и рукавов, в других - разноцветный окрашенный горох, белая фасоль, прозрачные камешки, маленькие пуговицы, макароны в виде бантиков).
- Посмотрите, на ковролине таблица с цифрами вверху. Это у таблицы столбцы, их три; а это строки. Я буду бросать кубик с цифрами, какая цифра выпадет, в том столбике таблицы мы и будем искать украшения для платьев.
(В зависимости от выпавшей цифры дети подбирают в таблице форму воротника, рукавов, пряжку или пуговицы, узор на подоле. Для украшения используют природный материал).
- Может вы сами хотите еще чем-нибудь украсить платья? Кто хочет, берите оставшиеся украшения и придумывайте, выполняйте.
14. Учитель-дефектолог: - Молодцы, ребята! Красивые платья для Золушки у вас получились! Вот и в сказке все хорошо! Посмотрите на экран!
(На слайде принц примеряет Золушке хрустальный башмачок).
- Вам понравилось в гостях у Золушки? Какие игры вам больше всего понравились?
-Вы сегодня помогали Золушке, порадовали Фею. Фея принесла вам подарки, но чтобы забрать подарки, нужно их назвать и посчитать сколько частей – слогов в названии подарка. Вот волшебный мешочек, подходите друг за другом и вынимайте по одному предмету.
- А теперь пора в группу, попрощайтесь с гостями.