Эльвира Музяева
«Удивительная бумага». Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас
предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Развивающие: развивать познавательные способности детей в процессе
совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Образовательные: учить обследовать предмет и устанавливать причинно –
Публикация «„Удивительная бумага“, Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий
(мнется, рвется, режется и т. д.).
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
- На гостей вы посмотрели?
А теперь тихонько сели!
-Ребята, открою вам секрет, сегодня к нам обещала зайти в гости Фея. А что за Фея, и в какой стране она живет, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (Бумага.)
-Правильно, это Фея Бумага. Раз Фея Бумага, в какой же стране она живет? (Бумажной стране.)
-Как вы думаете: дома, одежда, транспорт и все-все-все, из чего в этой стране сделано? (ответы.)
- А вот и Фея. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сделана из чего? (Из бумаги.)
-А из какой именно бумаги, можете назвать? (Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.)
-Раз к нам в гости пришла Фея Бумага, о чем мы будем сегодня говорить? (ответы.)
- В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?
Дидактическое упражнение «Что бывает из
бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
В. Ребята посмотрите вокруг, найдите глазками, что у нас в группе сделано из бумаги? Назовите эти предметы. Кто увидел? (ответы)
-А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? (ответы).
- А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? (ответы.)
-Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Дети проходят на свои рабочие места.
-Ребята, посмотрите, какое у нас необычное дерево! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные.)
- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева.)
- Посмотрите, что на обратной стороне. (Волнистые линии.)
Практический этап
Опыты.
1) Лист с цифрой 1 (волнистые линии) – бумага мнется.
-Итак, ребята, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их (картон, салфетка, писчая бумага).
Теперь потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)
Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
Попробуйте смять эти три вида бумаги. Получилось? (ответы детей.)
- А сейчас сделаем вывод: Картон плохо сгибается и мнётся, а салфетка и писчая бумага мнутся и сгибаются хорошо.
-Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
Попробуйте разгладить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей.)
- А сейчас сделаем вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.
2) Лист с цифрой 2 (ножницы)
- Следующий значок нам показывает… узнаем режется бумага или нет. Возьмите ножницы и разрежьте 3 вида бумаги. Какая бумага режется легче? (ответы детей.)
А сейчас сделаем вывод: Картон резать трудно, а салфетку и писчую бумагу – легко.
А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? (ответы детей.)
Вывод: Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, салфетка рвётся очень хорошо. Значит, бумага рвется, режется и мнется.
3) Лист с цифрой 3 (Солнышко)
-Следующий значок показывает…., а мы с вами знаем физминутку «Солнышко»
Динамическая пауза
«Солнышко»
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Протянуло солнышко
Правый лучик,
Протянуло солнышко
Левый лучик.
Улыбнулось солнышко
Всем на свете детям.
Шлет всем солнышко
Добрые приветы.
4) Лист с цифрой 4 (капля воды).
- Следующий значок нам показывает, что бумагу будем…купать.
Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей.)
- Потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая.)
-Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась.)
-Какая бумага быстрее намокла? (ответы.)
- А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Бумага намокает в воде и расползается. Бумага – материал непрочный.
5) Лист с цифрой 5 (спички, перечеркнуто,).
- Как вы думаете, что означают эти знаки? (опасно, нельзя делать самим).
- Правильно, этот опыт – огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте вывод.
-Но для начала вспомните, как нужно себя вести во время работы с огнём.
(Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь.)
- А для чего нужны вода и песок? (Потому что они могут затушить огонь.)
-Молодцы! Итак, приступаем.
- Поджигаем свечу и разные виды бумаги поджигаем.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: они горят. Но салфетка сгорает быстрее, а картон – дольше всех.
6) Лист с цифрой 6 (мячик).
- Следующий значок нам показывает ….
-А я знаю игру с мячом «Бывает и не бывает». Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Называю предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто
Бумажная газета
- Теперь мы можем сказать точно, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей).
-Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.
-Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев.
- Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев.
- Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
-Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
- О чем бы вы хотели еще узнать?
-Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой.
-Ребята, вам понравилась Фея Бумага, вам было сегодня интересно? (Ответы).
-Если да, предлагаю сделать подарок ей. Если вам очень понравилась, выбирайте яркие цвета бумаги, если не понравилось темные цвета.
Дети самостоятельно делают розы из салфеток и украшают платье Феи.
Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу, и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.