Наталия Филиппова
Конспект НОД для детей старшей группы «Удивительная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги. Формировать умение наблюдать и делать выводы.
Задачи:
Образовательные: Учить обследовать предмет и устанавливать причинно –
следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий
(мнется, рвется, режется и т. д.).
Развивающие: Развивать познавательные способности детей в процессе
совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Удивительная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас
предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Работа над словарем: развивать словарь по данной теме, умение правильно
сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе определений,
в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Демонстрационный: Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных
видов бумаги, стакан с водой, дерево, листочки с заданиями. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, мультимедийный проектор, ноутбук.
Раздаточный: квадратные листочки, бумаги разных видов (салфетка, писчая
бумага, картон, емкость с водой, ножницы.
Виды детской деятельности в НОД: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, режется)
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Воспитатель: Ребята, открою вам секрет, сегодня к нам обещала зайти в гости Фея. А что за Фея, и в какой стране она живет, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Воспитатель: Что это? Догадайтесь сами!
Дети: Это бумага.
Воспитатель: Правильно, это Фея Бумага. Раз Фея Бумага, в какой же стране она живет?
Дети: Бумажной стране.
Воспитатель: Ребята, а почему страна называется Бумажной?
Дети: Потому что, сделано из бумаги, там есть бумажные самолеты, корабли.
Воспитатель: Верно, все, что связано с бумагой, находится там.
А вот и Фея. Давайте поздороваемся с Феей бумагой.
Дети: Здравствуйте!
Фея Бумага: Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Посмотрите внимательно на саму Фею. Из чего она сделана?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: А из какой именно бумаги, можете назвать?
Дети: Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги.
Воспитатель: А знаете ли вы, из чего делают бумагу?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Правильно из дерева. Фея Бумага приглашает нас в путешествие в свою бумажную страну и хочет, рассказать нам как делают бумагу. Давайте отправимся в путь. Встанем друг за другом и повторяем за мной.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Основная часть
(Дети и воспитатель подходят к мультимедийке).
Воспитатель: Вот и пришли мы с вами в бумажную страну. Фея Бумага приглашает нас садиться на стульчики. Она расскажет нам как изготавливают бумагу
Воспитатель: Первые писчие листы делали из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. (Слайд1)
- Потом для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы – крапива коноплевая. (Слайд 2)
- Велись поиски нового материала. И он был найден. В качестве сырья стала применяться древесина. (Слайд 3)
- Производят бумагу на целлюлозно - бумажном заводе. (Слайд 4)
- Брёвна привозят на завод. (Слайд 5)
Из брёвен получают щепу – мелкие щепки. Её варят в специальном растворе. (6)
- Затем из щепы получают целлюлозу. (Слайд 7)
- Из целлюлозы делают бумагу. (Слайд 8)
- И наматывают огромные рулоны бумаги. (Слайд 9)
- Большие листы бумаги на станках режут на маленькие листы.
Вот так, получается бумага. (Слайд 10)
Воспитатель: Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги.
Как называется завод на котором производят бумагу?
Дети: Целлюлозно - бумажном завод.
Воспитатель: Из чего получают щепу.
Дети: Из бревен.
Воспитатель: И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Воспитатель: В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?
Дети: Тетради, книги, фотографии, альбомы, коробки.
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не могут.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель и транспорт, не шьют одежду?
Дети: (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Из чего строят дома?
Дети: Из камня,
Воспитатель: Из чего делают мебель?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А из чего же одежду шьют?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: А транспорт, из какого материала делают?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Верно, потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага мы сейчас с вами проверим. Для этого Фея Бумага приглашает вас в лабораторию, где будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.
(Дети садятся за столы)
Практический этап:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое здесь необычное дерево! Чем оно необычно?
Дети: Листья не настоящие, а бумажные.
Воспитатель: Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Миша найди лист с цифрой 1. Снимаем лист с дерева. Назови еще раз эту цифру.
Посмотрите, что на обратной стороне.
Дети: Волнистые линии.
(Лист с цифрой 1 - волнистые линии)
Воспитатель: Лист с цифрой 1 (волнистые линии) – этот знак поможет нам узнать, бумага мнется или нет.
Итак, ребята, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их.
Дети: Картон, салфетка, писчая бумага.
Воспитатель: Все ли они одинаковые по толщине? Давайте проверим.
Воспитатель: Для этого берем салфетку и проводим пальчиками с одного угла до другого. Еще раз обводим. Что скажете ребята?
Дети: Она тонкая.
Воспитатель: А теперь проводим пальчиками писчую бумагу. Как вы думаете, какая она по толщине?
Дети: Бумага тоже тонкая.
Воспитатель: Проводим пальчиками картон. Что узнали?
Дети: Картон потолще.
Воспитатель: Верно, салфетка и бумага – тонкие, а картон - потолще. А теперь попробуем смять эти три вида бумаги. Берем салфетку на ладошку и мнем. Сильно мнем! Что узнали?
Дети: Салфетка помялась очень легко.
Воспитатель: Возьмем на ладошку бумагу и мнем. Что узнали?
Дети: Бумага тоже помялась, но мнется тяжелее.
Воспитатель: А теперь берем на ладошку картон и тоже мнем. Что увидали, картон мнется или нет?
Дети: Картон плохо мнётся.
Воспитатель : Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая и тонкая, и толстая. Попробуйте разгладить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось разгладить? Почему?
Дети: Нет, потому что, не разглаживается.
- А сейчас сделаем вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.
(Лист с цифрой 2 – ножницы)
Воспитатель: А теперь снимаем лист с цифрой 2 - ножницы. Следующий значок нам показывает, режется бумага или нет.
Фея Бумага: Интересно салфетка режется или нет.
Вот мы сейчас и узнаем. Возьмите ножницы и салфетку разрежьте. А теперь разрежьте бумагу и картон?
Какая бумага режется легче?
Дети: Картон резать трудно, а салфетку и писчую бумагу – легко.
Воспитатель: А сейчас возьмите салфетки и начните ее рвать. Легко ли рвется салфетка?
Дети: Да легко рвется
Воспитатель: Теперь рвем кусочек от бумаги. Рвется бумага? Как она рвется.
Дети: Труднее.
Воспитатель: А сейчас возьмите картон и начните ее рвать. Как она рвется?
Дети: Картон рвется труднее, чем салфетка и писчая бумага.
Воспитатель: Вывод: Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, салфетка рвётся очень хорошо. Значит, бумага рвется, режется и мнется.
(Лист с цифрой 3 - Солнышко)
Воспитатель: Следующий значок показывает нам, что мы с вами знаем физминутку «Солнышко»
Динамическая пауза
«Солнышко»
Утром солнышко встает
выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
ниже, ниже, ниже.
Протянуло солнышко
Правый лучик,
Протянуло солнышко
Левый лучик.
Улыбнулось солнышко
Всем на свете детям.
Шлет всем солнышко
Добрые приветы.
(Лист с цифрой 4 - капля воды).
Воспитатель: Следующий значок нам показывает, что бумагу будем купать.
Оторвите кусочек салфетки и поместите в емкость с водой. Как вы думаете, что произойдет с салфеткой? Оторвите от каждой полоски бумаги по кусочку, поместите в емкость с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой?
Дети: Бумага промокнет.
Воспитатель: Теперь достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала?
Дети: Мокрая.
Воспитатель: Какая бумага быстрее намокла?
Дети: Салфетка и писчая бумага.
Воспитатель: А теперь попробуйте потянуть двумя пальчиками кусочек намокшей салфетки, бумаги и картона в разные стороны. Что стало с ними?
Дети: Они размокли и расползлись. Бумага боится воды.
Воспитатель: Правильно, бумага боится воды. Бумага намокает в воде и расползается. Бумага – материал непрочный.
Теперь мы можем сказать точно, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё?
Дети: Потому что, бумага непрочная.
Воспитатель: Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется. Поэтому дома, одежду транспорт делают из прочных материалов
Фея Бумага: Ребята, берегите бумагу, не рвите и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Заключительная часть.
Воспитатель: Что интересного узнали о бумаге? Что вам запомнилась?
Дети: Что бумага боится воды. Легко мнется.
Воспитатель: Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. И возвращаться из волшебной бумажной страны в группу. Закрывайте глаза и на 123 в группе окажись.