Евгения Лобанова
Традиционные и современные подходы к слушанию музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду»
Музыка всегда занимала особое место в эстетическом и художественном воспитании, а так же в формирование гармоничной и всесторонне развитой личности. Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того чтобы полюбить музыку, прежде всего надо научиться её слушать, а от себя я еще добавлю, «научиться что и как слушать». По-моему, мнению, необходимо окружать детей с раннего возраста лучшим, что у нас есть. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить подлинный антиквариат от подделки. Если чистый, как лист мозг ребенка будет воспринимать истинную музыку, то потом он не станет воспринимать подделку, когда ребенок станет взрослым, и дурное влияние не сможет повлиять на его вкусы.
Публикация «Традиционные и современные подходы к слушанию музыки» размещена в разделах
Вопрос, который я ставлю перед собой в процессе приобщения детей к качественной музыке, является: "Какие наиболее понятные средства и интересные приемы помогут увлечь ребенка, раскрепостить его, дать возможность творить".
При планировании своей работы я учитываю возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки, и тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения.
У современного педагога большой арсенал воздействия на усиления восприятия музыки – это могут быть составленные педагогом презентации на различные темы, CD, DVD с подборкой музыкальных произведений, исполняемых на различных инструментах. Чем чаще дети слушают музыку, тем быстрее начинают замечать новые оттенки, силу звучания, тембр инструментов.
Мне хотелось бы вам представить несколько прочтений одного произведения, очень актуального осенью. Чайковский «Осенняя песнь» 1 играю сама, 2- на сd, 3 – на видео.
Также важна продолжительность звучания произведения, т. к. внимание ребенка непродолжительно, неустойчиво, не дожидаться утомления, закончить звучание до этого. Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Форма занятия не позволяет включать в себя развёрнутые беседы о музыке и продолжительное слушание музыкальных произведений. И поэтому у нас в детском саду проходят тематические концерты, просмотр презентаций, встречи в музыкальной гостиной.
Но все же выразительное исполнение музыкального произведения, теплота интонации голоса педагога является основным методом воздействия на восприятия музыки ребёнком в дошкольном возрасте. Небольшая беседа должна настроить детей на осознание тех настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В беседу можно включить стихи, загадки, то, что поможет раскрыть образ, заложенный композитором.
Сохраняется значение использования игрушки как средства, вызывающего интерес к прослушиваемому произведению. Надо отметить, что зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни или музыкального произведения.
Для дальнейшего развития музыкального слуха детей, активно применяются музыкально-дидактические игры, в основе которых лежат учебные задания. Они направлены на освоение различных свойств музыкального звука : высоты, длительности, динамики и тембра.
Можно все это уложить в следующую схему – как основу восприятия любого произведения.
1. Знакомство с муз произведением.
2. Личное переживание (проживание)
3. Уподобление образу (кошечка, дерево, цветок, ветер)
4. Осмысление, ведущее к собственным открытиям, созданию новых образов.
Отсюда - акцент на связи внешней формы и внутреннего содержания. Передача образа сначала в движениях, мимике, жестах, а затем, например, в своих рисунках цветом, линией, формой. Я попрошу вас помочь мне опробовать новый прием понимания и восприятия музыки. (Игра с педагогами, рисовать.) Включаю Полет Шмеля, Венский вальс, Болезнь куклы.
Слышим - видим - чувствуем - представляем - творим. Через любование - к сопереживанию, через сопереживание - к отзывчивости (Б. Неманский)
Приемы работы по слушанию музыки для дошкольников. Современные и традиционные.
1. Контрастное сопоставление музыкальных произведений (сравнение симфонической и фортепианной музыки, выбор художественного произведения (картины) в соответствии с предлагаемой музыкой).
2. Оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, губной оркестр, игра на воображаемых инструментах, дирижирование)
3. Передача характера музыки в движениях (сочинение своего танца на основе комбинирования различных элементов танцевальных и сюжетно-образных движений, где руки - главный показатель творчества).
4. Изображение образов, передача красок музыкальной картины в рисунке (показ репродукций, ("рисуем с закрытыми глазами движение музыки", "рисуем ощущения мазками» "
5 Сочинение сказок детьми к предлагаемой музыке.
6. Выбор атрибутики и использование ее в импровизациях в процессе восприятия музыки.
7. Музыкально - психологические этюды ("Свеча", "Зимний лес", "Музей ледяных фигур") таких этюдов много в авторской программе И. Галянт Орфей.
8. Обогащение восприятия музыкального произведения посредством использования зрительных, слуховых, обонятельных (аромотерапия - с закрытыми и открытыми глазами, тактильных (выбери ткань по цвету, фактуре на ощупь, вкусовых ощущений ("попробуй музыку на вкус") ("Сладкая греза" Чайковского - клюква в сахаре, "Клоуны" Кабалевского - лимонный мармелад, "Болезнь куклы" - соль.) Поиграть с педагогами, какие ассоциации у нас вызывают эти произведения.
Включить: Клоуны, Болезнь куклы, Новая кукла, предложить виноград - Сладкая греза.
В конце выступления хотелось бы обозначить методики, которыми я пользуюсь в работе.
Первую методику можно условно назвать «Музыкально-жизненные ассоциации». Использование жизненного опыта, накопленного детьми. (Птички летают, собачка лает)
Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению родственной по содержанию музыки : насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении 3-4 фрагментов, найти созвучные по содержанию.
Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель проникнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное: на сколько дети «открывают себя» самим себе через музыку, насколько осознают свои чувства и переживания, ощущают ли свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям.
Четвертая методика «Сочиняю музыку» - проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слушания, видения и пр. Процедура проведения методики напоминает творческий процесс. Дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации ребенком самостоятельной художественной деятельности.
Пятая методика «Ребенок и музыка». Музыкальный руководитель просит детей: «Представьте себе, что музыка - живое существо. Попробуйте это существо, эту личность так нарисовать, как вы ее чувствуете, понимаете, когда ее слушаете или исполняете. И не забудьте изобразить себя в вашем рисунке».
Использование данных инновационных технологий, методических форм, разработка индивидуальных образовательных маршрутов на практике позволяет добиться следующих результатов: мои выпускники, которые связали свою жизнь с музыкой.
Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К. Орф», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».