Папки-передвижки

Искусство на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики и функциональности рук у детей: традиционные и инновационные подходы

Темерева Светлана Васильевна
Искусство на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики и функциональности рук у детей: традиционные и инновационные подходы
▼ Скачать + Заказать документы

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и с трудом проникло в сознание педагогов». Николай Александрович Бернштейн

Актуальность.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены пять направлений развития ребенка : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Тема моего опыта затрагивает все эти пять областей. Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Ребёнок, у которого высокий уровень развития моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память, связная речь. Поэтому работу по развитию мелкой моторики следует начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Цель: Совершенствовать речь и интеллектуальное развитие детей через развитие мелкой моторики рук у детей.

Публикация «Искусство на кончиках пальцев, Развитие мелкой моторики и функциональности рук у детей: традиционные и инновационные подходы» размещена в разделах

Основные задачи:

• Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

• Формировать координацию движений.

• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

• Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.

Воспитывать личностные качества: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Ожидаемые результаты моей работы:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, подготовка к письму.

Развитие связной речи.

• Интеллектуальное развитие детей.

• Овладение разными видами трудовой деятельности.

• Умение создавать художественный образ своего изделия.

• Овладение приемами работы с разными инструментами.

• Пополнение предметно-развивающей среды группы.

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинетического анализатора в развитии речи и мышления, а так же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная. И. П. Павлов считал, что речь - это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Д. Б. Эльконин и Л. С. Выготский, занимающиеся проблемами развития дошкольников едины во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, ведь именно через нее развиваются такие механизмы сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подтверждают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. М. М. Кольцова в своей книге «Ребенок учиться говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Ряд наблюдений и исследований привел автора к выводу существования возрастных особенностей. Например, развитие движений пальцев соответствует возрасту то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи. Они оказались связанны, и тренировки пальцев рук являются мощным физиологическим стимулом развития речи детей. Известный итальянский педагог Мария Монтессори говорила: «каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий». Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. По мнению Марии Монтессори, с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть, мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно еще и для формирования личности человека в целом.

Свою работу по теме я начала с изучения методической литературы и на основе данной литературы разработала:

- перспективный план по развитию мелкой моторики,

- систематизировала игры,

- дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,

- оформила картотеки пальчиковых игр со стихами.

С целью, выявить уровень развития мелкой моторики рук, было проведено диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей. Для этого я использовала задания различной степени трудности. Проведя исследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук : большинство детей плохо владели карандашом, не справлялись с необходимостью манипулирования мелкими предметами, а кроме того отсутствовал интерес к подобной деятельности.

Была проведена работа по созданию предметно-развивающей среды, которая окружает детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе создана центры активности, включающие в себя: игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, мозаика, игры с карандашами, песочный планшет, шнуровки, панно с различными видами застежек и шнуровок, конструкторы; разные дидактические игры и пособия). Некоторые из них были сделаны самостоятельно, или с помощью родителей.

В игровой зоне детям доступны пазлы, конструктор «Лего», развивающие игры, игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками.

В зоне изобразительной деятельности имеются трафареты, бумага, карандаши, раскраски, пластилин, природный материал.

В учебной зоне: счётные палочки, прописи, тетради с карандашами.

В театральной зоне: пальчиковый, настольный театр.

Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

Традиционные формы включают в себя:

- Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание).

- Игры с пальчиками с речевым сопровождением.

- Пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук, а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

- Графические упражнения.

В старшей и подготовительной группе, кроме пальчиковой гимнастики, я использовала графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования используются книжки-раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Следующее упражнение - рисование по клеточкам по слуховому восприятию. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводила в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве. Использовала такие приемы как, контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); дорисовка (по принципу симметрии); волшебные узоры, лабиринты.

- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, пуговицы, счетные палочки. Мозаика, конструктор, разные картинки, бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка, способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Игры-мозаики являются эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. В настоящее время имеется достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игры часто сопровождаются стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения используются на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Не менее популярны игры с мелкими волчками, камешками, бусинками, шариками в перекатывании по очереди каждым пальцем.

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от знакомства с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

- предметная деятельность: бумага, глина, пластилин, песок.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета. Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках. В старшей и подготовительной группах я использовала работу с бумагой в технике оригами. Эти занятия способны пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и живой лист, превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень разнообразна и идёт от простого к сложному.

Отдельно хочется сказать об играх с песком. Песок доступен почти каждому ребенку и не требует специальной подготовки. Рисуя на песке, ребенок не боится, что у него что – то не получится, потому что всегда есть возможность исправить то, что не получилось, найти новое решение. В этом методе отсутствует эффект боязни «чистого листа». Песок учит терпению и усидчивости, а если рисунок коллективный, то и умение общаться с другими детьми, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук. Наиболее простой способ уверенно владеть левой и правой рукой, это как раз и есть рисование песком, поскольку при рисовании задействуют обе руки одновременно. Для творческого развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное мышление.

Нетрадиционная :

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными формами используются и нетрадиционные формы. К нетрадиционным относятся :

- игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;

- самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, перчатками с нашитыми пуговицами;

- использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни;

- массаж с помощью мячика Су-джок;

- применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Взаимодействие с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Работа с родителями включает в себя такие мероприятия как

- Анкетирование родителей

- Консультацию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», где ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.

- Семинар – практикум;

- Участие в различных мероприятиях, развлечениях, физкультурных досугах («День матери», «23 февраля»).

- Выставки («Осенняя фантазия», «Мастерская Деда Мороза», «Здоровым быть здорово»)

- Фотоотчеты

- Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Итоги опыта работы. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи «Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи» «Пальчиковые игры» являются очень важной.

Традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений (из опыта работы) Нетрадиционный метод развития мелкой моторики. Криотерапия - контрастная терапия (эффективна при ДЦП, дизартрии) Это воздействие на кисти.

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей дошкольного возраста “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Игры для развития мелкой моторики рук и пальцев «Веселые прищепки»Игры для развития мелкой моторики рук и пальцев «Веселые прищепки» «Веселые прищепки» — игры для развития мелкой моторики рук и пальцев. Игры с прищепками отлично развивают мелкую моторику и образное мышление.

Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация.

Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из.

Памятка для родителей «Мир на кончиках пальцев. Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей» Памятка для родителей «Мир на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей Подготовила :Ворошева Л. А..

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего развития Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи. Учитель - Старикова. В. В ___ В настоящее.

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Работа пальцев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Искусство на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики и функциональности рук у детей: традиционные и инновационные подходы
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 13:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Искусство на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики и функциональности рук у детей: традиционные и инновационные подходы» (включая файлы) размещена пользователем Темерева Светлана Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД