Анастасия Новикова
Группа струнных смычковых инструментов. Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра.
Задачи:
- знакомство с новыми музыкальными инструментами;
- развитие тембрового слуха;
- знакомство с творчеством композиторов и исполнителей на струнных смычковых инструментах;
- знакомство с приёмами игры на струнных смычковых инструментах.
Методы:
- наглядный – мультимедийная презентация;
- практический – слушание музыки;
Публикация «Группа струнных смычковых инструментов, Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ» размещена в разделах
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
- словесный – беседа.
Оборудование: ноутбук, колонки.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний по теме предыдущего урока («Симфонический оркестр. Состав оркестра»). Устный опрос учеников.
Постановка цели. На экране схема расположения инструментов симфонического оркестра.
Учитель: Дети, давайте ещё раз посмотрим на схему расположения инструментов симфонического оркестра. Какая группа самая многочисленная?
Дети: Группа струнных смычковых инструментов.
Учитель: Верно. Вот об этой группе инструментов мы сегодня и поговорим. (Слайд №1).
Изучение нового учебного материала
Предками современных струнных смычковых инструментов являются виолы (Слайд №2). Вы все знакомы с инструментом скрипка, давайте попробуем сравнить скрипку и виолу.
Ответы детей.
Виолы были разными, некоторые были больше похожи на скрипку, некоторые – на виолончель. В наше время виолы практически не используются, их можно увидеть в музеях, на иллюстрациях. Тем не менее существуют ансамбли музыкантов, исполняющих старинную музыку на старинных инструментах, в том числе и на виолах. И один такой пример мы с вами сейчас увидим. В исполнении ансамбля Trivalazzia прозвучит соната соль минор композитора Д. Букстехуде. Музыканты будут играть на барочной (старинной скрипке, виоле да гамба (похожей на виолончель) и на клавесине.
Просмотр видеозаписи: ансамбль Trivalazzia (барочная скрипка, виола да гамба, клавесин). Д. Букстехуде Трио-соната соль минор ор. 2№3 Vivace – Allegro.
Обсуждение просмотренного выступления с учениками.
А теперь мы с вами перейдём к самому известному представителю семейства струнных смычковых инструментов. Наверное, вы уже догадались, о каком инструменте я говорю.
Дети: Да, этот инструмент – скрипка.
Слайд №3
Да, вы правы. Скрипка – это самый известный, популярный представитель группы струнных смычковых инструментов. По размеру – из всех струнных – скрипка самая маленькая и обладает самым высоким голосом. Диапазон скрипки – от соль малой октавы до ля третьей октавы и выше. Скрипка – очень техничный и виртуозный инструмент, для которого создано очень много произведений. Для скрипки писали такие композиторы как Вивальди, Паганини, Бетховен, Мендельсон, Хачатурян и многие другие. Скрипку часто называют королевой симфонического оркестра, так как во многих партитурах ей поручаются ведущие партии. А сейчас мы с вами послушаем, как звучит скрипка. Попробуйте охарактеризовать её тембр.
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. О. Ридинг. Концерт си минор для скрипки с оркестром 1 часть.
Ребята, вы молодцы, охарактеризовали тембр скрипки, правильно сказали, что он немного напоминает человеческий голос. И сейчас мы с вами послушаем в исполнении скрипки очень известное произведение, написанное в оригинале для голоса и фортепиано. Это «Вокализ» композитора С. В. Рахманинова.
Прослушивание аудиозаписи.
А теперь мы с вами посмотрим видеозапись с исполнением, наверное, одного из самых известных скрипичных произведений – «Кампанеллу» Н. Паганини.
Просмотр видеозаписи.
Следующий струнный смычковый инструмент (Слайд №4) – альт – внешне очень похож на скрипку, но больше по размеру, и голос у него ниже. Альт долгое время считался только оркестровым инструментом, сольных произведений для него написано немного. Очень много для развития альта как сольного инструмента делает наш соотечественник – альтист Юрий Башмет. Эту фамилию нужно обязательно запомнить. А теперь мы послушаем, как звучит альт, и вы попробуете охарактеризовать его тембр.
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. Д. Шостакович Соната для альта и фортепиано 2 часть.
А теперь мы посмотрим видеозапись с выступлением исполнительницы-альтистки. Девушка будет исполнять финал сонаты для альта Д. Шостаковича.
Просмотр видеозаписи.
Третий представитель семейства струнных смычковых – виолончель (Слайд №5). Виолончель отличается от альта и скрипки размером – она значительно больше, а также обладает гораздо более низким голосом. Сейчас вы услышите фрагмент очень известного сочинения для виолончели – «Вариаций на тему рококо» композитора П. И. Чайковского. Попробуйте охарактеризовать тембр виолончели.
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.
Виолончель достаточно популярна не только как оркестровый инструмент, но и как сольный. Один из величайших виолончелистов мира – наш соотечественник Мстислав Ростропович. Сейчас вы увидите видеозапись одного из его выступлений.
Просмотр видеозаписи. И. С. Бах Сюита №3 до мажор.
Последний представитель семьи струнных смычковых – контрабас. (Слайд №6). Контрабас – очень большой инструмент, больше человеческого роста, играют на нём стоя, или полусидя на специальном высоком табурете. Голос у контрабаса очень низкий. Сольных произведений для контрабаса немного, даже в оркестре он очень долго считался второстепенным инструментом. Сейчас контрабас широко используется в эстрадной и джазовой музыке, поэтому с контрабасом мы с вами ещё встретимся на наших уроках. А теперь давайте послушаем и охарактеризуем тембр этого инструмента. Сейчас прозвучит пьеса уже известного вам композитора К. Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.
А теперь мы с вами посмотрим видеозапись выступления музыканта-контрабасиста.
Просмотр видеозаписи. Р. М. Глиер «Прелюд».
Итоги урока. Рефлексия
А теперь давайте проверим, как вы запомнили струнные смычковые инструменты. Я вам буду включать запись, а вы попробуйте догадаться, какой инструмент звучит.
К. Сен-Санс «Слон» (контрабас)
С. В. Рахманинов «Вокализ» (скрипка)
П. И. Чайковский «Вариации на тему рококо» (виолончель)
Д. Шостакович. Соната для альта и фортепиано (альт)
Ответы детей
Молодцы, ребята, всё отгадали. А теперь давайте вспомним, что нового о струнных смычковых инструментах вы узнали сегодня на уроке.
Ответы детей
Хорошо, я теперь подумайте, какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке.
Ответы детей
Замечательно, я согласна с вашими оценками. А ваше домашнее задание – сочинить сказку о любом струнном смычковом инструменте.