Виктория Басманова
Современные подходы к одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед ДОУ встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».
Публикация «Современные подходы к одаренности» размещена в разделах
В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в России можно выделить:
• систему дошкольных образовательных учреждений – детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников;
• систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
• систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
• систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми
и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения).
В обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:
1. Ускорение.
Позитивным примером такого обучения могут быть творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.
2. Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
3. Обогащение.
Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4. Проблематизация.
Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода
к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей ведущими и основными являются методы творческого
характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной
и групповой работы. Эти методы имеют высокий
познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов дошкольников.
В работе с одаренными детьми необходимо руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли вне образовательной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы при минимальном участии педагога.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Одним из направлений деятельности по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ: образовательная деятельность, отвечающая современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ; участие в интернет-конкурсах; получение дополнительных знаний.
Основными формами работы с одаренными детьми являются :
• работа по индивидуальным планам;
• проведение фестивалей творчества;
• тематические конкурсы, выставки;
• смотры художественной самодеятельности;
• творческие отчеты;
• организация проектов;
• спортивные соревнования разных уровней;
• опытно-экспериментальная работа
• индивидуальные творческие задания;
• кружковая деятельность.
Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. За всем этим кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное - поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.