Дарья Коркодинова
Конспект урока по слушанию музыки в 1 классе «Средства музыкальной выразительности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.
Тема: Средства музыкальной выразительности.
Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин Коркодинова Дарья Александровна.
Г. Нижневартовск 2017
Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной выразительности
2. Умение отличать средства музыкальной выразительности
Публикация «Конспект урока по слушанию музыки в 1 классе „Средства музыкальной выразительности“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
3. Применять полученные знания на других занятиях (хор, сольфеджио, спец. инструмент)
Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки
2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в соответствии с возрастом)
3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.
Развивающие: 1. Развитие эмоционального восприятия.
2. Развитие воображения, памяти, мышления.
3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.
План урока.
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
3. Итог
4. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о средствах музыкальной выразительности. Что же это такое? Давайте разберемся!
2. Объяснение нового материала.
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.
Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы детей)
С помощью средств музыкальной выразительности. Их много, и они разные, давайте же с ними познакомимся.
Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть, то она вокальная, если же не можем, то она инструментальная. (записываем)
Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование длинных и коротких звуков (Показываю хлопками). Именно он обладает способностью влиять на характер музыки. Например, если в музыка лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то ритм прерывистый. (записываем)
Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.
Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального произведения. Он бывает быстрым (аллегро, умеренным (анданте) и медленным (адажио). (записываем)
Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от голоса папы, бабушки, дедушки. Давайте каждый из нас по очереди скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь тембр голоса у всех разный. Так же и у инструментов, у каждого свой тембр.
Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий. (показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком). Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком). Совершенно верно.
Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные, которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура – строение звуковой «ткани», штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила звука.
3. Итог
Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной выразительности и появляется прекрасная музыка.
Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в произведении Чайковского «Новая кукла». (слушаем и анализируем)
На следующем уроке мы с вами поближе познакомимся с каждым средством музыкальной выразительности.
А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!
4. Домашнее задание
Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к концу, всего доброго, до свидания!