Новосельцева Татьяна
Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки «Детский альбом» П. И. Чайковского для детей 5–6-лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тематические занятия
«Детский альбом» П. И. Чайковского
Автор: Новосельцева Татьяна Алексеевна – музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №48 «Совушка» г. Смоленска
Цель: Знакомство с творчеством великого русского композитора.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки „Детский альбом“ П, И, Чайковского для детей 5–6-лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
• Воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству.
• Развитие у детей эмоционально – образного и ассоциативного восприятия музыки.
• Закрепление понятие жанр. Умение определять на слух следующие жанры: полька, вальс, плясовая, марш.
• Знакомство с симфоническим оркестром и с отдельными группами инструментов. Определять на слух исполнителя музыки (оркестр или пианист).
• Развивать у детей интегративные качества: умение выразить свои музыкальные фантазии в создании образа средствами музыкально- ритмических движений, в пластических этюдах, в оркестре.
Ход занятия 1.
М. Р. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут – Петр Ильич Чайковский. Весной 1878 года Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границей. Он с наслаждением отдыхал в деревне в семье своей сестры. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу своих племянников и племянниц. Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, - и часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный «тапер» - «дядя Петя». Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к музыкальным занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, - любимец Чайковского. Слушая игру маленького боба, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много… Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят и посвятил его Володе Давыдову.
"Детский альбом", заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами, их 24. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти.
Бом, бом, бом, бом!
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
Познакомимся с мамой этих детей.
Музыка пьесы «Мама» - певучая, красивая; ласковые интонации мелодии будто успокаивают, объясняют что-то. Наверно, такой была мама и самого Петра Ильича.
По красоте и мелодичности пьеса «Мама» очень похожа с музыкой пьесы «Сладкая греза». «Греза» значит мечта. «Сладкая», т. е. хорошая, самая заветная. Давайте помечтаем вместе с музыкой. Какие мечты навеяла вам эта нежная, возвышенная музыка? (Ответы детей).
А вот и няня. Она, конечно, рассказывает сказки. В «Няниной сказке» - необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке. (Прослушивание). И уж совсем страшно становится от второй сказки: Нос крючком,
Зубы торчком,
А в волосах ветер свищет.
Куда несется старая?
На какие злые дела?
«Баба-Яга» стремительно мчится за кем-то в погоню. И кажется, видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, помелом след заметает… (Слушают).
- Испугались? Музыка движется стремительно, остро, зло, колюче, агрессивно. Звук то усиливается – баба-Яга приближается, а в конце она затихает – ступа с Бабой –Ягой улетела.
Давайте сравним образ Бабы Яги созданный П. И. Чайковским, с образом Бабки Ежки из песенки современного композитора Татьяны Морозовой.
Слушание песни «Бабка Ежка» Т. Морозовой.
- Какой вам представляется эта Бабушка Яга? (Ответы детей)
Да, она добрая, веселая, любит пошутить и потанцевать. Она совсем не страшная. Давайте потанцуем вместе с героиней этой песни.
Дети танцуют по показу педагога, в движениях передают образ избушки и ее хозяйки.
М. Р. Молодцы, ребята, видите какими разными по характеру могут быть Бабки Ежки. Помогла нам узнать об этом музыка П. И. Чайковского и Т. Морозовой.
Ход занятия 2.
М. р. Мы с вами уже говорили о том, что П. И. Чайковский написал много красивых произведений для детей. У него были племянники, которые также занимались музыкой. Особенно радовал Петра Ильича своими музыкальными успехами его племянник Володя Давыдов. Ему Чайковский и посвятил «Детский альбом». В него вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы и народные песенки разных стран: напевная русская песня, задорная немецкая, веселая неаполитанская, грациозная итальянская и др. Когда будет звучать музыка из этого альбома, вы услышите веселые и грустные мелодии, познакомитесь с добрыми и злыми героями, новыми историями о кукле и узнаете многое другое.
Дети, сегодня я буду загадывать вам музыкальные загадки. Прослушаете знакомые пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Постарайтесь их узнать и правильно назвать, можно показать иллюстрацию этой страницы «Детского альбома».
Звучит «Сладкая греза». Дети узнают пьесу, объясняют значение названия этой музыки, характеризуют мелодию.
Новая загадка. Послушайте, о ком рассказывает музыка? Найдите иллюстрацию. Звучит пьеса «Баба - Яга». (Ответы).
Музыка быстрая, страшная, отрывистая, сердитая, злая; как будто Баба – Яга летит, колдует.
В музыке слышится, как дрожит земля, как шумят деревья.
М. Р. Дети, у вас дома есть солдатики? Вы любите играть с ними?
Солдатиками любили играть во все времена. Раньше они были оловянными. Помните стойкого оловянного солдатика из сказки Г. Х. Андерсена? Он был сделан из олова. Но были еще и деревянные – очень красивые и нарядные, с ружьями. Такие солдатики были у племянника Чайковского. Давайте послушаем пьесу П. И. Чайковского о деревянных солдатиках.
Идет прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков».
М. р. Как вы думаете, что делают деревянные солдатики?
Правильно. Они маршируют. Значит, как можно эту пьесу назвать?
Дети. Музыка громкая, ритмичная. Это-марш.
М. р. Конечно, эта пьеса так и называется – «Марш деревянных солдатиков». В марше слышатся призывные звуки трубы и ритмичные дроби барабана, как в настоящем марше, но звучит музыка в высоком регистре и не очень громко. Ведь солдатики маленькие, игрушечные. Давайте поиграем в командиров: протрубим на трубе сбор и побарабаним в такт. (Повторное слушание).
Еще одна из любимых игр детей – это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки-лошадки и др. Давайте поиграем в лошадки под музыку П. И. Чайковского «Игра в лошадки». Музыка быстрая, стремительная, отрывистая, громкая.
После игры дети садятся на стульчики.
М. р. Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки. В семье Давыдовых сказки детям рассказывала няня. Давайте вспомним пьесу «Нянина сказка» и пофантазируем, о чем могла быть эта сказка.
Слушание «Нянина сказка», обсуждение, иллюстрирование по музыкальным фразам.
М. р. Хотите посмотреть, как увидели музыку Петра Ильича Чайковского художники мультипликаторы? Тогда усаживайтесь поудобнее.
Просмотр 1 части мультфильма «Детский альбом».
Итак, мы сегодня прослушали и даже увидели пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Назовите эти произведения. (Дети называют).
М. р. Правильно. А попрощается с вами угадайте кто?
Звучит пьеса «Мама». (Дети отвечают). На каком инструменте исполнялась музыка? (Фортепиано). Правильно. Она спокойная, светлая, нежная, тихая.
М. Р. Мама говорит: «До новых встреч, ребята! Приходите снова слушать музыку Чайковского».
Занятие 3.
М. Р. Сегодня нас снова ждет встреча с музыкой композитора, чей портрет вы видите. Назовите его имя. Дети: Петр Ильич Чайковский. В «Детском альбоме» собраны пьесы, рассказывающие о быте детей 19 века. Но большинство пьес понятно детям и нашего времени, т. к. в них - пестрый мир любимых занятий детворы : игр, танцев, развлечений.
Они в коробочке лежат,
Но если их достать-
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем?
Дети: Оловянные солдатики!
Итак, слушаем звучит "Марш оловянных солдатиков"
Пьеса написана для фортепиано, но интонации каких инструментов мы слышим в этой музыке? (ответы детей).
Интонация – это значит характерные обороты мелодии. У барабана – дробь (показ, у трубы – восходящий, призывный интервал (показ). А когда мы жалуемся, как звучит наш голос? (ответы).
Правильно грустно, жалобно, тихо, со вздохом. Послушайте, как жалобно звучит пьеса «Болезнь куклы». Девочка жалеет, укачивает свою заболевшую куклу.
Тихо-тихо, тишина-
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна
Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится,
И она поправится.
Звучит пьеса "Болезнь куклы"
Зато сколько искрящейся радости слышится в пьесе о новой кукле, с ее взлетающей мелодией. Звучит пьеса "Новая кукла" Девочки, как вы думаете какой танец танцует девочка с куклой? Это «Вальс» - музыка плавная, светлая, легкая, красивая.
А вот и полька, польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом в косичках с надутыми от старания губами, легко проскакал зайчик, а за ним усатый охотник в огромных сапогах. Но зайчик не боится охотника, ведь это карнавал, и только в праздники вместе танцуют охотник и зайчик.
Звучит пьеса "Полька".
Предлагаю и вам потанцевать, давайте придумаем движения.
Ну, а эту игру узнают все, Звучит «Игра в лошадки» дети инсценируют.
Молодцы ребята.
Удивительно хороши в «Детском альбоме» картинки русского быта. Они оживают в четырех пьесах. «Русская песня» построена на теме народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Мелодия состоит из коротких мотивов. Они так плавно переходят один в другой, так непрерывно льются, как девичий хоровод. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит кто-то меха гармоники – это «Мужик на гармонике играет».
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой,
Могут песней – полу-сказкой
Нас, шутя развеселить
И веселой русской пляской
В хороводе закружить
Звучит пьеса "Камаринская"
Скажите, кто исполнял все эти произведения: один музыкант или оркестр?
Посмотрите как интересно изобразили содержание этих пьес мультипликаторы. Какие образы навеяла им музыка.
Просмотр 3 части мультфильма «Детский альбом».
М. Р. Ребята, а в мультфильме звучал рояль или оркестр? (Ответы). Молодцы. Правильно, потому что оркестр звучит более красочно, поэтому для мультфильма пьесы исполнили в оркестровом звучании.
Занятие 4.
М. Р. Перед вами уже знакомый сборник. Как он называется и кто его автор?
Молодцы, а кому посвятил Петр Ильич «Детский альбом» и для чего он его сочинил? Да, чтобы Володе Давыдову и всем другим детям было интересно заниматься на фортепиано. Ведь все пьесы написаны именно для рояля.
Мы говорили, что страницы этого альбома – это музыкальные зарисовки жизни детей 19 века. Некоторые события или персонажи пьесок «Детского альбома» ушли в далекое прошлое и незнакомы нам. Например, мы уже не услышим во дворах звуков шарманки и голоса шарманщика, поющего песню или рассказывающего кукольную историю. Когда композитор был в Италии по вечерам к окнам его гостиницы иногда подходил уличный певец с маленькой девочкой. Одна из их песенок очень понравилась Чайковскому. Мелодия, записанная от итальянской девочки, стала пьеской «Шарманщик поет». Посмотрите и послушайте, как это было.
Фрагмент мультфильма «Детский альбом».
В этом мультфильме прозвучали мелодии, привезенные Петром Ильичом Чайковским из своих путешествий по другим странам. Задумчивая, печальная «Старинная французская песенка» - провожающая рыцаря на войну. Озорная, с подпрыгивающей мелодией «Немецкая песенка», похожая на старинный популярный в Германии танец – лендлер. Вы видели, как весело приплясывал пастушок, провожая овечек на лужок.
Две мелодии Чайковский записал в Италии, во время карнавала: зажигательная «Неаполитанская песенка» и более проникновенная, покачивающаяся, как лодка на волнах «Итальянская песенка». В мультфильме музыку исполнял оркестр, но Чайковский сумел на рояле передать всю красочность и особенности тембров разных музыкальных инструментов.
М. Р. Вспомните, какие русские народные мелодии вы слышали в «Детском альбоме»? (Ответы).
Предлагаю устроить оркестр русских народных инструментов. Послушайте, какие инструменты мы можем подобрать к 1-ой части «Камаринской»? (Подбирают ложки). Ко 2-ой? (Прослушивают – подбирают трещотки, следующая вариация – бубны, последняя – коробочка.
Оркестр «Камаринская»
Среди пьесок «Детского альбома» мы встречаем и зарисовки русской природы. «Зимнее утро», о котором рассказывает композитор, наверное было хмурым и неприветливым. (Слушание фрагмента). Но зато как пленительно светла и прозрачна картинка весенней пробуждающейся природы! Весна – любимое время года композитора: «Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто, с вышины,
Поет, на солнышке сверкая:
"Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!"
Звучит "Песня жаворонка" Музыка высокая, нежная, переливистая, красивая.
«Песня жаворонка» с ее нежными трелями, с чистым узором нежной мелодии – одна из лучших зарисовок пробуждающейся природы.
Жалко закрывать последнюю страницу «Детского альбома», жалко расставаться с поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с радостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют эти пьесы и делают жизнь музыки Чайковского вечной!
Скоро мы позовем к себе в гости детей из музыкальной школы им. М. И. Глинки и они исполнят для вас пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Я думаю, вам будет интересно узнавать знакомые образы и пьесы.
Список используемой литературы
1. 1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду».
2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей : в 2 ч. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997 ч1, ч2.
3. Журналы «Музыкальный руководитель» 2004г.
4. Журналы «Дошкольное воспитание» №1 1995г., №11 1996г., №2 2003г.
5. Учебное аудиопособие к программе Радыновой О. П. «Музыкальные шедевры»
6. https://buslik.net/smzdddv/151-znakomstvo-s-kompozitorom-p-i-chajkovskom.html
7. Альманах для школьников «Музыка и ты» №7, М. №Советский композитор», 1988