Людмила Шмелева
Музыкальное тематическое занятие по слушанию музыки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети змейкой входят в зал под музыку «ТРОПИНКА»
М. Р. Я рада, что вас тропинка привела в муз. зал. Посмотрите сколько гостей у нас в музыкальном зале. С ними надо обязательно поздороваться. Раз у нас музыкальное занятие, то и здороваться мы будем песней.
ПРИВЕТСТВИЕ- ПЕРЕКЛИЧКА «ГОСТИ»
Звучит тревожная музыка.
Публикация «Музыкальное тематическое занятие по слушанию музыки в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Воспитатель. Слышите? Звучит тревожная музыка. Что случилось? Ребята, это злая колдунья заколдовала домик, в котором живут нотки. Надо нам его открыть. Но открыть его можно только одним ключом. У меня в руках три ключа, нам надо выбрать, который может открыть домик для нот. (Дети называют скрипичный ключ).
Да, скрипичный ключ. Молодцы! Мы обязательно откроем наш музыкальный домик.
М. Р. Большое спасибо, что вы помогли ноткам и открыли их дом. (показ нотного стана с нотами) Иначе, мы никогда бы не смогли слушать музыку. А за это, они дарят вам чудесное произведение. Давайте сядем, повернемся к экрану, полюбуемся прекрасными осенними пейзажами и послушаем музыку.
Дети садятся на КОВЕР ВОЗЛЕ ЛИСТЬЕВ.
«ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ» П. И. ЧАЙКОВСКОГО
М. Р. Ребята, скажите, какое музыкальное произведение мы только что слушали?
Какое настроение?
- Грустное, печальное, задумчивое, волшебное, осеннее.
- Как прозвучала музыка?
- Напевно, протяжно, медленно, плавно.
- О чем рассказывает?
- Об осени.
М. Р. В этой музыке слышится грусть об ушедшем лете. Вы знаете, что это произведение из альбома «ВРЕМЕНА ГОДА». ПЕРЕД КАЖДЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ЕСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ. Перед «Осенней песней» стихотворение А. К. Толстого «Осень»
Читает.
Посмотрите, а у нас тоже есть листочки, давайте мы с ними потанцуем, чтобы у нас получился настоящий листопад.
ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ «КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ»
М. Р. Молодцы! Сейчас, пожалуйста, пройдите на стульчики.
Дети под музыку «Тропинка» отдают листья воспитателю и проходят на стулья.
На экране портрет Чайковского. Посмотрите, перед вами портрет известного человека, который сочинял музыку. Это – П. И. Чайковский. А как называют человека, который сочиняет музыку?- Композитор. Вы знаете, когда композитор сочиняет музыку, он вкладывает частичку себя. Поэтому, каждое произведение неповторимо. У каждого свой характер, свое настроение. И вот сегодня я хочу познакомить вас еще с одним произведением П. И. Чайковского, которое совсем не похоже на «Осеннюю песнь».
А сначала я вам открою тайну. Вы знаете, когда вы ложитесь спать, поздно вечером и засыпаете – оживают ваши любимые игрушки. Куклы собираются на бал и устраивают красивые танцы, плюшевые мишки и зайцы тихонько им подпевают, а игрушечные солдатики слушают приказ своего командира. И сейчас послушаем музыку, а вы подумайте, о каких игрушках рассказывает музыка?
Слушают «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
- Как кто думает? Почему?
- А настоящие солдаты могли бы маршировать под такую музыку?
-Нет.
- Потому что музыка звучит легко, легко и им будет неудобно.
Музыка называется «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ». Маленькие храбрые солдатики дружно шагают под дробь игрушечного барабана.
Послушаем еще раз. Они как - будто бы к нам издалека приближаются, а потом опять тихонечко уходят. Я хочу, чтобы вы тоже превратились в игрушечных солдатиков. Встаньте, сейчас мы попробуем по - маршировать под музыку, и я посмотрю – удобно ли вам будет шагать, но не забывайте – у солдатиков ножки маленькие и они легкие, поэтому мы будем шагать на носочках. А еще мы попробуем шагать пальчиками по ладошке и вы скажите, как вам было удобнее под эту музыку шагать.
Звучит музыка, дети выполняют.
Присаживайтесь. А как вам было удобнее шагать – ногами или пальчиками? Пальчиками, потому что они такие же маленькие как и солдатики, а ваши ножки больше.
Как вы теперь думаете, настоящие солдаты могут маршировать под эту музыку? – Нет.
Скажите, а какой музыкальный инструмент звучал? Пианино.
А у меня есть для вас сюрприз.
Включает мультфильм в сопровождении оркестра. А сейчас пианино звучало или много инструментов?- Много.
А если много инструментов исполняет музыку, то это как называется одним словом?- Оркестр.
Ответьте мне еще на один вопрос. Вот композитор, П. И. Чайковский сочинил музыку, что ему нужно сделать, чтобы музыканты поняли как играть эту музыку?- Записать.
А чем записывают музыку? – Нотами.
Мы сегодня с вами говорили, что ноты живут в домике. Посмотрите-ка, какой красивый дом. Как называется дом для нот? – Нотный стан.
А сколько на нем линеек? – Пять.
Пять этажей, пять линеек. И все ноты размещаются по местам. Скажите, а сколько всего нот?- Cемь.
А вы знаете их имена?- Да.
А чтобы вспомнить все имена, мы споем песенку про ноты. Но вы должны вспомнить, как мы сидим, когда поем.
Все. Если хочешь сидя петь –
Не сутулься как медведь.
Спинку выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
РАСПЕВКА «ДО, РЕ, МИ»
М. Р. Ноты в домике выбрали для себя удобное место, и каждая нотка на воем месте. Некоторые ноты сидят на линеечках.
Показывает и говорит.
ДО-МИ-СОЛЬ-СИ – НА ЛИНЕЕЧКАХ СИДЯТ, А НОТЫ РЕ – ФА-ЛЯ- В ОКОШЕЧКО ГЛЯДЯТ.
Второй раз повторяют вместе с детьми.
Из нот сочиняют очень много музыки. Одну музыку можно слушать, под другую музыку танцевать, а еще музыку можно петь.
А вы знаете, какой сейчас осенний месяц?
-Октябрь.
- Правильно, а давайте споем песенку про осень, ведь совсем скоро она от нас уйдет.
ИСПРОЛНЯЮТ ПЕСНЮ ВРАССЫПНУЮ, ЛИЦОМ К ЗРИТЕЛЯМ.
«КРУЖЕВА ОСЕНИ»
М. Р. А сейчас я хочу с вами поиграть и узнать, что вы знаете о музыке и какими внимательными вы были на занятии.
Подойдите к экрану.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О МУЗЫКЕ?»
М. Р. Молодцы, вы справились со всеми моими заданиями. Наше занятие подходит к концу, и давайте попрощаемся. А прощаться мы будем тоже песней!
Дети встают врассыпную, лицом к гостям.
ГОСТИ, ГОСТИ – МЫ ВАМ РАДЫ,
НО ПРОЩАТЬСЯ НАМ ПОРА.
ДО СВИДАНЬЯ, ДО СВИДАНЬЯ
УБЕГАЕМ СО ДВОРА!
И убегают из зала под музыку «Тропинка»