Наталья Филиппова
Тематическое занятие по слушанию музыки «Русские народные инструменты» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие по слушанию музыки «Русские народные инструменты» для детей старшей группы.
Цель
Способствовать развитию у детей интереса к русской народной музыке посредством расширения их знаний о музыкальных инструментах, песнях, танцах русского народа.
Задачи
Публикация «Тематическое занятие по слушанию музыки „Русские народные инструменты“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
1. Закреплять у детей знания о мелодических и шумовых музыкальных инструментах; познакомить их с понятием «дуэт»; учить детей делать простейшие умозаключения, самостоятельно классифицировать музыкальные инструменты.
2. Создавать условия для развития творческих способностей, закреплять умение использовать знакомые простейшие танцевальные движения в двигательной импровизации.
3. Воспитывать ценностное отношение к русской народной музыкальной культуре.
Дидактический материал
Фонограммы русских народных песен «Пойду ль я, выйду ль я», «Как у наших у ворот», мелодии «Под яблонькой зелёной»(диск «Русский перепляс»); музыкальных произведений : «Добрый жук» музыка А. Спадавеккиа, «Смелый наездник» музыка Р. Шумана, «Пойте, гусли» музыка К. Тидемана (диск «Русский перепляс», «Пастухи играют на свирели» музыка А. Сорокина; песня «Здравствуй, солнышко» музыка и слова С. Г. Насауленко.
Дидактическая игра «Музыкальный домик» : изображение домика, карточки с изображением мелодических (гусли, дудочка, балалайка, гармонь) и шумовых (трещотка, бубен, колокольчик, ложки) музыкальных инструментов, настольная ширма, музыкальные инструменты : бубен, колокольчик, трещотка, ложки.
Шумовые музыкальные инструменты : бубны, деревянные ложки, трещотки, погремушки, колокольчики.
Отрывок стихотворения «Гусли» В. Семернин, стихотворение «Гармошка» В. Семернин, стихотворение «Балалайка» Э. Большакова, стихотворение «Оркестр» В. Семернин, фрагмент стихотворения «Балалаечка – сестрица» В. Семернин.
Конспект занятия
Дети поскоками входят в группу и исполняют польку «Добрый жук» музыка А. Спадавеккиа.
Музыкальный руководитель Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Русских народных инструментов. И поможет нам попасть туда музыка. Садитесь на быстрых, резвых коней.
Проводится игра «Наездники». Музыкальное сопровождение – «Смелый наездник» музыка Р. Шумана. Дети строятся в две колонны. На первую часть музыки первая колонна движется прямым галопом за первым «всадником», вторая колонна в это время выполняет пружинящие полуприседания. На вторую часть – скачет вторая колонна, а первая – выполняет «пружинку». На третью часть – все дети двигаются прямым врассыпную по группе и с окончанием музыки быстро строятся в свои колонны. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Музыкальный руководитель Вот мы и оказались в стране Русских народных инструментов. (Показывает музыкальный домик). Посмотрите, вот дом, в котором живут русские народные инструменты. Но посмотрите, жителей нет дома. Давайте узнаем, какие музыкальные инструменты живут на втором этаже.
Дети слушают фрагмент пьесы «Пойте, гусли» музыка
К. Тидемана (диск «Русский перепляс») и называют музыкальный инструмент. Музыкальный руководитель вставляет в окошко изображение гуслей.
Музыкальный руководитель
Я рукою трону гусли –
Звон чудесный поплывёт,
Прилетят под окна гуси,
Позабыв про перелёт.
(В. Семернин)
Дети поют попевку «Гусли» (М. Ю. Картушина)
Ой, гусли мои, гусли звонкие,
Хорошо играют струны, струны тонкие.
Музыкальный руководитель А теперь отгадаем, какие ещё инструменты живут в домике.
Дети слушают отрывок русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» в исполнении баяна и балалайки (диск «Русский перепляс»).
Музыкальный руководитель Сколько инструментов играли эту песню? Какие это были музыкальные инструменты?
Дети называют инструмент, педагог вставляет их изображения в окошечки.
Музыкальный руководитель Когда играют одновременно два инструмента, называют такое исполнение – дуэт.
(Дети повторяют)
- Растяни меха, гармошка, -
Просят все – и стар, и млад.
Поиграю я немножко,
Кто услышит, будет рад.
Дети выполняют двигательное упражнение «Гармошка» под слова.
На гармошке я играю Дети руками показывают, как игра
И немного приседаю. ют на гармошке, и выполняют
полуприседание.
Разверни меха, гармошка, Выставляют ногу на пятку.
Я танцую на дорожке.
Музыкальный руководитель Дети, как называется современная большая гармошка? (Ответ детей : «Баян»)
А рядом с баяном мы поселим балалайку.
И в оркестре хороша, зазвучит – поёт душа!
Озорная балалайка: «Ну – ка, поиграй – ка!»
(Э. Большакова)
Дети проговаривают с жестами скороговорку «Балалайка», постепенно ускоряя темп:
Люли, люли, ля – ля – ля! Хлопки в ладоши.
Балалаечка моя, Шлепки по коленям.
Балаболи – балаболи - Хлопки в ладоши.
Балаболистая! Шлепки по коленям.
(сл. М. Картушина)
Балалаечку – сестрицу на такой настрою лад,
Что запляшут половицы, каблуки заговорят.
(В. Семернин)
Музыкальный руководитель Давайте, ребята, спляшем под звучание русских народных инструментов.
Дети по очереди показывают движения русской пляски, которые они знают. Дети импровизируют русскую пляску под русскую народную песню «Как у наших у ворот» (кассета «Русский перепляс»).
Музыкальный руководитель Посмотрите, ещё одна комната на втором этаже свободна. Интересно, узнаете ли вы, кто в ней живёт.
Дети слушают отрывок пьесы «Пастухи играют на свирели» музыка А. Сорокина и называют музыкальный инструмент. Педагог вставляет в окошко дудочку.
Музыкальный руководитель Дудочку в деревнях изготавливали из веточек орешника, делали на них дырочки и дудели в них. Дудочка, свирель, рожок – эти народные духовые инструменты всегда были помощниками пастуха. Играя на них, пастух собирал своё стадо.
Посмотрите, ребята, какие инструменты живут на втором этаже дома. (Дети называют их). Кто знает, как можно одним словом назвать эти инструменты? Что их объединяет? Могут ли они играть мелодию? (Ответы детей). Да, здесь живут мелодические инструменты. А вот на первом этаже мы поселим другие инструменты, те которые не могут играть мелодию. Как их называют? (Ответы детей).
Да, их называют ударные или шумовые инструменты. Сейчас мы угадаем, какие шумовые инструменты будут звучать.
Педагог играет за ширмой на бубне, трещотке, ложках, колокольчиках. Дети их называют. Педагог вставляет соответствующие инструменты в окошки проговаривая:
Ударять ритмично будем, заиграет громко бубен.
Вот трещётка шумит, оглушительно трещит.
А когда играют ложки деревянные мои,
Мчатся кони по дорожке, замолкают соловьи.
Но как только колокольчик голосисто запоёт,
Затихает всё в округе, звон тот слушает народ.
(В. Семернин)
И мы сейчас с вами попробуем спеть такими звонкими, как колокольчика, голосами.
Исполняется песня «Здравствуй, солнышко!» музыка и слова С. Г. Насауленко.
Музыкальный руководитель Назовите шумовые и мелодические инструменты. (Дети называют). А теперь мы посмотрим, как вы их запомнили.
Проводится игра «Музыкальные инструменты» (музыкальное сопровождение – русская народная мелодия «Под яблонькой зелёной»). Дети делятся на две команды и берут изображения музыкальных инструментов.
Одна команда берёт мелодические инструменты, вторая – шумовые. Команды встают в два круга. Под музыку дети бегают врассыпную по группе. С окончанием звучания музыки, команды быстро образуют два круга. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Музыкальный руководитель Молодцы, ребята! Я вижу, что вы запомнили, какие инструменты мелодические, а какие – шумовые. Пора нам покинуть Страну Русских народных инструментов. Поднимите вверх шумовые инструменты. (Дети выполняют). А теперь покажите всем мелодические инструменты. (Вторая группа детей показывает инструменты). Мы с вами ещё не раз вернёмся в эту музыкальную страну.
Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот». Дети играют на музыкальных инструментах под ритм песни.