Елена Шишкина
Технология песочной терапии в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому, кто работает в детском саду, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, т. к. это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Нелегко и персоналу группы : дети плачут, а воспитателю нужно успеть всё сделать по режиму. Период привыкания неизменно сложная проблема. Необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника ДОУ, которая бы способствовала формированию положительного отношения к детскому саду, навыку общения со сверстниками, снятию стрессового состояния.
Публикация «Технология песочной терапии в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Средняя группа
- Темочки
Так как приём новых детей в группу осуществляется с июня, это летний период, то основную часть времени дети находятся на свежем воздухе и» самая лучшая игрушка для них это куча песка!» Использование методов песочной терапии в адаптационный период является самым доступным и естественным способом самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию.
Мы используем песочницу проводя коррекционные, развивающие, обучающие занятия. В чистом виде песочная терапия не используется в работе с младшими дошкольниками, задействованы только отдельные элементы, многие игры адаптированы именно под этот возраст.
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка – этап прикосновений к сухому песку – целью которого является развитие тактильной чувствительности, воображения, снижения напряжения.
2. Непосредственно сама игра цель которой – развитие предметно- практических манипуляций познавательной и речевой активности.
3. Завершающий этап - этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель : приобретение нового сенсорного опыта, знания о свойствах вещей которые их окружают (вода сделает песок мокрым, мокрый песок хорошо лепится).
Содержание каждой игры зависит от желания детей, их готовности к определённым упражнениям. Поэтому предлагаются не конспекты каждого занятия, а примерный перечень игр и упражнений.
Мы применяем следующие формы работы:
1) Сюжетные игры- «Построй дорожку», «Норки для мышки» .Освоив простую постройку даём усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка);
2) игры –забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы», «Устроим потоп и спасём игрушки»;
3) дидактические игры – «Узоры на песке» (рисование палочкой на мокром песке);
4) инсценирование – «Испечём пирожки»;
5) рисование песком- сухой песок насыпаем в ладошку или кулёк с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру (мяч, трава, огурец);
6) «Как можно сильно сжать песок в руках» с целью преодоления агрессии;
7) В плане на летнее оздоровительный период обязательно присутствуют тематические праздники – «День песка», «Праздник новых формочек».
Песочница является отличной средой для сказкотерапевтического подхода. Подбираются задания в сказочной форме. Например : «Заборчик». Дети руками лепят заборчик, за таким заборчиком можно спрятать зайку от злого серого волка. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребёнка и максимально поощряется фантазия и творческий подход. Занятия песокотерапией сосредоточены не на результат, а непосредственно на творческом процессе.
Использование песочной терапии в адаптационный период – нам показалось очень эффективным и результативным методом.