Наталья Дутова
«Театр этических миниатюр» — технология работы педагога-психолога по развитию этических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театр этических миниатюр
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. Верьте в
талант и творческие силы каждого воспитанника»
В. А. Сухомлинский
Театр этических миниатюр – технология работы педагога-психолога по развитию этических представлений дошкольников.
Публикация «„Театр этических миниатюр“ — технология работы педагога-психолога по развитию этических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Этические представления определяются в психологии, как обобщенные чувственно-наглядные образы надлежащего поведения.
Основными задачами «Театра этических миниатюр» являются:
- Формирование у детей (артистов, зрителей) обобщенных представлений о позитивных моральных качествах: доброта, честность, щедрость, чуткость, скромность, вежливость, и негативных качествах: злость, лживость, жадность, хвастливость, жестокость, грубость;
- Раскрывать смысл понятий «совесть», «добро», «зло», «счастье», «каменное сердце», «тяжело на душе» и др;
- Учить детей различать позитивные и негативные моральные качества в конкретных ситуациях жизнедеятельности, понимать, как каждое моральное качество проявляется в поведении;
- Учить детей давать мотивированную моральную оценку, развивать умение делать моральный выбор;
- Содействовать развитию мотивационной сферы детей: формировать желание подражать позитивным героям художественных произведений, воссоздавать позитивные модели поведения;
- Содействовать развитию эмоциональной сферы – знакомить детей с основными эмоциями, учить распознавать эмоциональные проявления других людей по разнообразным признакам (мимике, пантомимике, голосу, развивать эмпатию и понимать других детей;
- Создавать условия для активного включения в театральную, художественно-речевую, игровую деятельность;
- Развивать способности детей – артистов к импровизации, навыки актерского мастерства – умения перевоплощаться, выражать эмоции, чувства.
Технологию проведения театра этических миниатюр можно представить в виде 8 последовательных шагов
Шаг 1. Выбор темы - подбор литературного репертуара согласно обозначенной теме (произведение должно соответствовать выбранной теме; произведение должно быть доступным для понимания его ребенком того или иного возраста; произведение должно быть коротким, динамичным; наличие проблемной ситуации)
Шаг 2. Формирование актерской группы (дети-актеры) –детей желающих участвовать в работе Театра этических миниатюр.
Шаг 3. Установочные встречи с актерской труппой – ознакомление детей с направлениями деятельности театра, его задачами и формами работы.
Шаг 4. Ознакомление с литературным репертуаром – чтение произведения, беседа по содержанию произведения, чтение произведения с наглядным и демонстрационным материалом.
Шаг 5. Вхождение в образы–игры-разминки для актеров.
Шаг 6. Занятия – репетиции
Шаг 7. Подготовка к театральному представлению
Шаг 8. Театральное представление
Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребё нка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театрализованная игра, как вид творческой игры тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». В «труппу актёров» для разыгрывания сюжета сказки, сценки отбор детей проводится по принципу «Если очень хочется, то – добро пожаловать!».
Дети отображают любое сценическое действие легко, искренне и самобытно.
Театр с участием детей по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей. В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют всё внимание.
Театральное представление по мотивам традиционной европейской
сказки «Спящая красавица»
Неоценимую помощь в выборе полезных поучительных литературных историй оказывает нам выдающийся педагог – В. А. Сухомлинский, который оставил нам в наследство бесценные этические миниатюры – короткие рассказы, притчи, сказки – поэтические, эмоциональные, искренние, остроумные с глубоким подтекстом. Они пронизаны любовью к ребёнку, к родному краю, ненавязчиво, порой осторожным намёком учат доброжелательности, уважению к старшим, добрым, хорошим поступкам, тонко касаются разнообразных тем духовности, нравственности, философии жизни.
Игра – наиболее доступная и интересная детям деятельность, а особенно театрально-игровое творчество. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.
Общаясь непосредственно с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, так как находясь за ширмой или на сцене, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально.
Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимоменяемость.
Кроме произведений В. Сухомлинского практический психолог обращается к творчеству других авторов (В. Осеевой, Л. Воронковой, В. Сутеева и др.). После каждой миниатюры психолог инициирует обсуждение ситуации с детьми-зрителями. Это, пожалуй, самое важное, главное в работе Театра этических миниатюр.
Его главный лозунг – «Засеять добром детские души!».
Инсценировка рассказа В. Сухомлинского «Девочка и Ромашка» (Приложение 1)
Приложение 1
В. Сухомлинский. Девочка и ромашка
Прекрасным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
- Кто там плачет под камнем?
- Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. - Освободи меня, девочка, давит меня камень.
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
- Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. — Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
- Как же ты попала под камень? — спросила девочка.
- Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
- Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.
- А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? - спросила девочка.
- Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка - она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.