Долгих Марина
Из опыта работы «О взаимосвязи этических представлений и поступков детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду — ее гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности.
Гуманизация педагогического процесса связана и с формированием у ребенка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношение к себе и другим людям,— человечности, доброжелательности, чуткости, сочувствия — предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой — нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков.
Публикация «Из опыта работы „О взаимосвязи этических представлений и поступков детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Между тем практика показывает, что нередко у воспитателей нет четкого представления о взаимовлиянии и взаимозависимости компонентов морального развития ребенка. Представления о гуманном отношении к сверстникам формируются у детей в отрыве от их реального поведения.
Больше внимания уделяется недоброжелательным поступкам, тогда как доброжелательные никак не оцениваются. В различных ситуациях взаимодействия, в которых дети проявляют недоброжелательность к сверстникам, некоторые педагоги на первый план выдвигают угрозу наказания. Отсутствует установка на использование положительной оценки как одного из наиболее действенных педагогических средств.
При формировании у детей доброжелательного отношения к сверстникам наблюдается значительное преобладание словесных методов и приемов в работе с детьми, в частности чтение художественных произведений. Но при этом отмечается дефицит педагогических средств; которые бы формировали опыт реальных поступков, отражающих доброжелательное отношение к сверстникам.
Воспитание доброжелательных взаимоотношений начинается с наблюдения поведения детей в группе сверстников. Это открывает перед педагогом достаточно полную картину их взаимоотношений. Выявление представлений дошкольников о том, что значит быть добрым, дополнит сведения, полученные в результате наблюдений. Постановка детей в ситуации морального выбора даст возможность судить об их способности следовать в своих поступках этической норме, отражающей отношение к сверстнику.
С целью выявления представлений детей проводятся индивидуальные беседы. Например, ребенка можно спросить о том, что значит быть добрым, считает ли он себя добрым, если да, то почему, обижает ли он своих ровесников?
Методика выявления представлений дошкольников о добром отношении к сверстнику может быть различной. Главное — заставить ребенка задуматься над тем или иным поступком. Так, детям можно предложить короткие рассказы, моральные ситуации, например такую: «Ты увидел, как кто-то из детей в группе упал и заплакал. Что ты сделаешь?»
Целесообразно использовать наглядный материал — его содержание должно быть понятным для дошкольников и основываться на конкретных случаях из их жизни.
Важно, чтобы предлагаемые ситуации обладали определенным драматизмом событий.
Нравственное развитие ребенка зависит от уровня его общего развития, от особенностей воспитания в семье, от установки педагога на формирование у детей представлений о доброжелательном отношении к сверстникам и поведения, соответствующего этим представлениям.
Педагогическая работа по формированию доброжелательного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста не приносит мгновенных результатов. Большую роль здесь играет сам взрослый, так как дети охотно подражают ему и соотносят свои действия с его действиями. Своим поведением взрослый учит, как нужно помогать, сочувствовать, заботиться. Необходимо помнить о том, ,что в ребенке нельзя воспитать чувство любви и симпатии к другому, если он не испытывал этого по отношению к себе. Проблемы воспитания у детей доброжелательного отношения к сверстникам должны решаться с позиции искренней симпатии и любви педагога к детям.