Татьяна Беспалова
Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое.
Познавательное : продолжать расширять представления о вежливости, помочь понять детям, что вежливый человек всегда заботиться о близких и друзьях.
Речевое: формировать у детей грамматически правильную речь, поддерживать непринуждённую беседу с воспитателем, развивать потребность к чтению художественной литературы, формировать умение быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Публикация «Цикл этических бесед по произведениям В, Осеевой, „Урок вежливости“, Часть 2» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осеева В.А.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Художественно – эстетическое: приобщать к музыкальной культуре, закреплять умения петь коллективно.
Социально – коммуникативное: формировать осознанное отношение к необходимости выполнения правил культуры поведения, выполнять установленные нормы поведения, закрепить пословицу «Вежливым все двери открываются».
Физическое: развивать правильную осанку, двигательную активность.
Предшествующая работа: чтение произведений В. Осеевой, разучивание песни «Доброта» муз. И. Лученка.
Оборудование: ноутбук, аудиозапись песни «Вежливые слова» («Здравствуйте», «До свидания»).
Сценарий образовательной деятельности.
Под аудиозапись песни «Здравствуйте» приглашаю детей сесть на стулья.
«На прошлом занятии я начала рассказывать сказку про мальчика Алёшу. Каким был Алёша? Кого попросили родные сделать Алёшу вежливым мальчиком?»
Продолжаю рассказывать сказку: «Фея видела, как по дороге Алёша плюнул в верблюда, дёрнул за хвост мартышку, бросил камень в черепаху. И фея сказала, если Алёша будет так себя вести, то превратится в дракона. И всё-таки она решила помочь мальчику. Она сейчас же отправилась в Академию волшебных наук, чтобы пополнить своё волшебное образование. И вот через три года, три месяца и три дня она выслала телеграмму Волшебному почтальону: «Встречайте. Вылетаю. Ваша Фея».
Все жители очень обрадовались, так как пока не было феи, никаких чудес не происходила. И большие и маленькие выбежали на дорогу и хором закричали: «Здравствуйте». Вот с тех пор её и зовут «Фея Здравствуйте».
Тут мальчики и девочки воскликнули: «Хотим, чтобы город стал сказочным! И пусть дома станут шоколадными, крыши леденцовыми, а ставни из кренделей!» И Обыкновенный город стал Сказочным!
Дети захлопали в ладоши, но никто не сказал «Спасибо». Мамы, папы и бабушки покраснели, им стало стыдно за своих детей, поэтому они все хором попросили Фею сделать их детей воспитанными и вежливыми. И в сказочном городе забил фонтан, и на кого падали голубые – серебряные - золотые брызги, тотчас стали сказочно воспитанными и вежливыми людьми. Они улыбались друг другу и говорили: «Здравствуйте! Добрый день! Мы очень рады видеть Вас! Будьте так любезны! Пожалуйста, садитесь! Проходите!»
В то утро, когда в Сказочный город должна была вернуться Фея, семейство Ивановых решило отдохнуть в лесу.
- Хочу этих цветов! – сказал Алёша. И тётя Липа принялась рвать синие, красные, жёлтые цветы. Хотя цветы горько плакали и так просили их не убивать!
- Хочу орехов! – кричал Алёша. И обе бабушки, разогнав рыжих белок, стали ломать серебряные ветки и собирать орехи.
- Хочу костёр из этой сосны! – крикнул Алёша. И мама дала папе большой топор. И папа подошёл к сосне и стукнул её топором.
- Беда! Беда! – закричал мудрый филин. – На помощь! – Подхватили белки. – Разбой!
Тут сбежались все лесные звери, они ругались на своём зверином языке, но Ивановы их не понимали. И, всё же испугавшись, сели на свой мотосказоход и покатили прочь из леса. Уже ночью они въехали в город, забежали в свой дом, улеглись в кровати и заснули. На утро все проснулись рано. Алёша зевнул, широко разинув рот, и тётя Липа влила ему какао, бабушки поднесли пирожное, папа заиграл на дудке, а Алё ша кричал: - мне скучно!
Мама побежала в магазин за подарком и открыла от удивления рот.
Вокруг неё стояли дома из шоколада. Ноги её сами понесли к волшебному фонтану, и она стала самой вежливой мамой на белом свете, ей стало ужасно стыдно за происшествие в лесу. Фея дала ей лейку с волшебной водой и отправила в лес. Ивановы ждали – ждали маму и начали волноваться. Папа решил сам идти за подарком. И только он вышел из дома, как и его ноги понесли к волшебному фонтану. И он стал самым вежливым папой на белом свете. Фея протянула папе лопату и мешочек с семенами. Ивановы ждали – ждали и начали волноваться, а Алёша орал, - Хочу подарок!
И обе бабушки отправились за подарком. Они также попали к чудесному фонтану и превратились в самых вежливых бабушек. Им Фея дала корзинку со спелыми орехами и отправила в лес. Последней прибежала к фонтану тётя Липа. Скоро она превратилась в самую вежливую тётю на свете и полетела в сторону леса.
В лесу мама поливала волшебной водой цветы, кусты и травы. Обе бабушки кормили белок орехами, папа сажал семена диковинных деревьев, а тётя Липа замазывала раны на стволе сосны целебной мазью, которую дала ей Фея. И все лесные звери сказочно обрадовались и благодарили Ивановых. И от этого Ивановым стало так хорошо и приятно, что они, возвращаясь домой, пели весёлую песенку. А возле фонтана увидели мокрого и лохматого Алёшу. Он вопил что есть мочи: «Хочу – хочу – хочу быть самым – самым ужасным, невежливым мальчишкой на белом свете!» И к несчастью его желание исполнилось. Он показал маме, папе, бабушкам и тёте Липе язык и убежал. По дороге ан облизывал стены, дёргал кошек и собак за хвост, бросал камнями в птиц, отнимал мороженое у малышей…»
(«Азбука вежливости», Людмила Васильева-Гангнус, Москва, «Педагогика»)
Вопросы: 1. Вежливо или невежливо вели себя в лесу родные Алёши? Почему?
2. Кто в этом виноват? Вежливо ли капризничать?
3. А если бы вы попали в лес, как бы вы вели себя?
Послушайте, пожалуйста, короткое стихотворение. «Шёл Серёжа по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамой, бил ладошкой –
Не хотим играть с Серёжкой».
Вопрос: Какие неправильные действия совершил Серёжа?
Физкультминутка «Вместе по лесу идём» («Азбука физкультминуток для дошкольников» В. И. Ковалько)
А сейчас я загадаю загадку: «Мальчик шести лет вошёл с папой в автобус. Женщин встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо».
Вопрос: Как вы будете себя вести, если вам уступят место в транспорте?
Читаю рассказ «Просто старушка».
Вопросы: 1. Каким можно назвать мальчика?
2. Чему удивилась девочка?
3. А как поступили бы вы, если бы на улице упала девочка, товарищ из вашей группы?
Читаю отрывок из рассказа «Хорошее».
Вопросы: 1. Как называется этот рассказ?
2. Что же хорошего сделал Юра в этот день?
3. А что бы мог он сделать хорошего?
4. А как вы помогаете дома маме?
Предлагаю детям исполнить песню «Доброта» муз. И. Лученка.
Сегодня мы продолжали урок вежливости. Теперь вы знаете, что вежливый человек обязательно поможет маме и бабушке убрать квартиру, полить цветы, покормить кошку, рыбок. Вежливый всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Вежливым быть не так уж трудно! Нетрудно уступить место в транспорте пожилому человеку, нетрудно здороваться при встрече и говорить «До свидания». Нетрудно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим было приятно с тобой общаться. Нетрудно помочь по дому старшим. Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше.
Запомните пословицу: «Вежливым все двери открываются» (повторяем).
На следующем занятии мы продолжим разговор о вежливости.