Григорьева Юлия
Художественная литература как средство формирования этических норм и правил
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство формирования этических норм и правил.
Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, пример взрослых, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. А также одним из наиболее целесообразным методом является использование произведений художественной литературы.
Публикация «Художественная литература как средство формирования этических норм и правил» размещена в разделах
В соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
От содержания художественного произведения зависят те воспи-тательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения программой, большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения.
Существует огромное количество художественных произведений, несущих в себе высокую нравственную ценность.
Ниже представлены проанализированные нами художественные произведения для решения задач по формированию этических норм и правил поведения в соответствии с возрастной группой.
Таблица №1
Возрастная группа Художественная литература Этическая ценность
Младшая группа Песенка «Пошел котик на Торжок» Учит быть заботливым, добрым, нежадным.
Сказка «Репка» Учит дружбе, доброжелательности, взаимоподдержке, коллективизму.
Сказка «Теремок» Гостеприимство, дружелюбие, коллективизм.
Сказка «Курочка Ряба» Сочувствие, жалость, добро.
Стихотворение А. Барто «Зайка» Сочувствие.
Стихотворение «Маша обедает» С. Капутикян Учит быть заботливым, добрым.
Сказка «Лиса и рак» Воспитание гуманных чувств, формирование дружеских отношений организованность, чувство коллективизма, доброжелательность.
Сказки "Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка" Воспитывает доброту, сострадание, умение оказывать помощь и сопереживать. Зло наказуемо.
Средняя группа Рассказ Н. Ходза «Кто напутал» Учит детей говорить «волшебные слова» : «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста».
Рассказы В. Бианки «Подкидыш», М. Пришвина, Г. Скребицкого, Л. Воронковой Воспитывает интерес и любовь к животным.
Рассказ Н. Романовой «Муравей красная точка» Приучает детей всматриваться в мир природы, проникать симпатиями к маленьким живым существам, которых дети часто не замечают.
Стихотворения С. Маршак «Пожар», С. Сахарнова «Два радиста» Чувство восхищения героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей.
Сказка «Лисичка-сестричка и волк» Показывает плохие и хорошие поступки
Рассказ Н. Носова «Заплатка»
Е. Пермяка «Первая рыбка». Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности.
Сказка "Бобовое зернышко" Забота о близком, чувство сопереживания, доброжелательности
Сказка «Три поросенка» Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться.
Сказка "Маша и медведь" Предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации
Сказка "Зимовье зверей" Учит дружбе. Друзья познаются в беде, в преодолении общих трудностей.
Сказки "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Наказ слушаться родителей, старших.
Сказка "У страха глаза велики" Страх и трусость высмеиваются.
Сказка "Волк и семеро козлят" Показывает как добрые и миролюбивые побеждают.
Сказки «Гуси-лебеди», «Морозко» Доброжелательность и справедливое отношения к тем, кто несправедливо обижен, унижен.
«Федорино горе» К. Чуковского Дурно быть неряхой.
Старший дошкольный возраст С. Иванов «Письмо», Ю. Дмитриева «О природе для больших и маленьких» Воспитывают любовь к природе, желание охранять и защищать ее.
Сказка "Крылатый, мохнатый, да масленый" Коллективные взаимоотношениях, взаимопомощь, дружба, заботливость
Сказки"Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка", Трудолюбие.
«Муха-цокотуха» К. Чуковский Помощь, гостеприимство.
«Айболит» К. И. Чуковский
Воспитывать у детей сострадание, доброту, воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности.
«Муравьишка» Набойкина Помощь.
Сказка «Иван-царевич и серый волк» Чувство сопереживания, воспитывает доброту и доброжелательность. Формирует дружеские отношения.
Б. Житков «Пожар», «Обвал», «Почта». Дети узнают о труде пожарного, врача, почтальона.
Рассказы «Па льдине», «Обвал», «Наводнение» Учат детей помогать друг другу, забывая порой о себе.
Л. Н. Толстой
«Старый дед и внучек»,
«Девочка и грибы»
Э. Шим «Брат и младшая сестра»
Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»; Воспитывать умение у ребенка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.
Рассказ Н. Носова «На горке»
Воспитывать умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение. Уметь проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.
В. Осеева «Просто старушка»
Е. Пермяк «Чужая калитка» Формировать у ребенка элементарное уважение к окружающим, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Э. Шим «Не смей»;
М. Пришвин «Ребята и утята»;
К. Паустовский «Кот-варюга»;
Н. Носов «Живая шляпа»
Л. Толстой «Птичка»; Н. Сладков «Разноцветная земля». Воспитывать бережное отношение к природе, животным заботиться о них защищать от уничтожения.
А. Н. Толстой «Как ни в чем ни бывало» Учить детей своим поведением не создавать опасности, угрозы для других, не ограничивать свободу окружающих, в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека.
Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему»; К. Ушинский «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды» Л. Толстой «Косточка». Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием художественной литературы. Чувство стыда.
Л. Толстой «Два товарища». Формировать умение самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них положительные, так и отрицательные моменты. Чувство совести.
Л. Толстой «Котенок»;
Ищенко «Максимка- пограничник»;
Б. Житков «На льдине» Формировать чувство долга перед другими и самим собой. Понимать свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Чувство долга и ответственности.
Л. Воронкова «Что сказала бы мама» Желание прийти на помощь. Показывает хорошие и плохие поступки.
Л. Воронкова «Трудный овражек». Настойчивость и упорность.
Л. Воронкова «Девочка из города». Сострадание, соучастие, сопереживание, внимание, забота, любовь.