Ирина Юрченко
Танграм как современная педагогическая игровая технология обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Танграм» как современная педагогическая игровая технология обучения дошкольников.
Как известно, знания полученные без интереса – не становятся полезными. Поэтому, для того чтобы привнести этот интерес в образовательную деятельность, мы педагоги, все чаще привлекаем игру, как основной вид деятельности ребенка. Эффективными помощниками в развитии математических способностей ребенка являются так называемые математические игры. К ним можно отнести мировую развивающую головоломку- танграм.
Публикация «Танграм как современная педагогическая игровая технология обучения дошкольников» размещена в разделах
Танграм- это геометрическая головоломка, которая состоит из плоских геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей: два больших треугольника, один средний, два маленьких, квадрат и четырехугольник- параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры, изображающей людей, животных, птиц, предметов и др. Для решения этой головоломки детей необходимо ознакомить с основными условиями:
1. Использовать все семь фигур танграма,
2. Фигуры не должны накладываться друг на друга.
Танграм- это очень увлекательная и интересная головоломка, она развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности.
В работе с дошкольниками данную игру можно применять как в образовательной деятельности по ФЭМП, так и в индивидуальной или самостоятельной работе. Для начала нужно познакомить ребенка с этой головоломкой, дать ему ее рассмотреть, потрогать. При первоначальном знакомстве можно заинтересовать ребенка, используя элемент сказки о том, как появились эти фигуры. К примеру, «В большом красивом замке жила принцесса. Все дни напролет она глядела в свое волшебное зеркало и грустила. А грустила она от того, что ей нечем было заняться. Однажды ее волшебное зеркальце упало и разбилось на семь частей, которые превратились в хрусталики разной формы, величины и цвета. Принцесса хотела было собрать все хрусталики и склеить их, но каждый раз у нее получалась какая- то новая фигура. Это занятие увлекло и заинтересовало принцессу. И с тех пор она не грустит, а увлеченно собирает разнообразные фигуры».
На первоначальном этапе работы с танграмом дети закрепляют знания о цвете (можно предложить детям цветной танграм и взять все цвета спектра, размере, форме. Рассматривая и трогая фигуры, ребенок может почувствовать и увидеть, что у некоторых из них есть углы, стороны, одна сторона может быть длиннее, а другая короче, у одной фигуры больше углов, а у другой меньше, фигуры отличаются по цвету, размеру, форме. Далее нужно научить ребенка составлять простейшие фигуры из двух- четырех частей танграма. Например, предложить составить елочку, домик, грибок, большой квадрат и т. д. Если это дети младшего дошкольного возраста и они затрудняются, то целесообразно показать картинки с предложенными предметами и поинтересоваться, на какую фигуру похожа та или иная часть предмета из картинки. Таким образом, дети получают первоначальные представления об этой игре.
Основное освоение игры танграм состоит из четырех этапов, начиная от простого к более сложному. Первый этап- это составление фигур методом наложения на схему танграма. Ребенку предлагается наложить на схему все фигуры танграма, для него это будет достаточно сложным, так как ребенку придется сопоставить размер, форму, цвет. На этом этапе размер фигур на схеме должен соответствовать размеру фигур танграма. Когда ребенок выложил соответствующую фигуру, нужно обязательно поговорить с ним о том, что у него получилось (животное, птица или предмет). Таким образом, мы интегрируем образовательные области. Достаточно дать ребенку три, четыре таких задания и если он легко с ними справляется переходить к более сложным.
Второй этап- это составление фигур танграма по образцу. На данном этапе ребенку дается образец и он должен выложить фигуру, но уже рядом с заданной. При этом размер фигур на карточке может не соответствовать реальным размерам головоломки. Предлагаем выполнить несколько подобных заданий. Как только ребенок будет легко справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.
Третий этап – это составление фигур по контурному изображению. Детям предлагают сложить фигуру по ее контуру. Это задание подходит для детей подготовительных групп. Сначала предлагаем детям схему, но на ней нет очертаний всех фигур танграма, а только ее контур. Ребенок, накладывая на схему различные фигурки, сопоставляет размер, форму, подбирает, чтобы прийти к правильному результату.
Четвертый этап – это составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок сам придумывает фигуру для составления, можно вместе придумать сказку и выложить героев с помощью головоломки. С помощью танграма можно закреплять написания букв и цифр.
Танграм можно использовать в игровой и образовательной деятельности с ребенком.